УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ в закреплении навыков правильного произношения
материал по логопедии на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

Доклад из опыта работы

                                                                 Подготовила:

                                                                      учитель-логопед МБДОУ №75

                                            г. Нижнекамска

                                                                       Спиридонова Ольга Евгеньевна

г. Нижнекамск

2015 г.

Семейное воспитание, сотрудничество педагога и родителей воспитанников были и остаются объектом пристального внимания и учёных и практиков.

Достижение наилучших результатов полноценного речевого развития дошкольников возможно только при тесном и постоянном взаимодействии с семьёй ребёнка, имеющего речевые нарушения. В соответствии с принципами ФГОС ДО  родители должны стать активными участниками коррекционного процесса. Проблема взаимодействия с семьёй не нова, но сегодня она носит более тесный и творческий характер. Понятие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ нужно отличать от понятия РАБОТА С СЕМЬЁЙ, поскольку второе – это составная часть первого. Взаимодействие – это не только распределение задач между участниками процесса исправления и развития речи, а это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль и обратная связь.

Вовлечение родителей в процесс педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Родитель должен быть не «гостем», а стать полноправным членом команды ДОУ.

Создание единого речевого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становятся наиболее востребованным на современном этапе модернизации образовательного процесса в дошкольном образовании.

 Создание эмоционально-положительного контакта с логопедом, последовательное включение родителей в коррекционный процесс, развитие их умений самостоятельно использовать приемы закрепления навыков правильного произношения в свободной речи – основные составляющие успешного преодоления нарушений в речевом развитии ребёнка. Научить родителей правильно общаться со своим ребёнком, помочь овладеть некоторыми коррекционными приёмами под руководством логопеда, осуществляя их в домашних условиях, помогут специально подобранные серии заданий, беседы с родителями, индивидуальные и групповые консультации, информативные стенды.

Рассмотрим наиболее эффективные из них, применяемые в нашем ДОУ.

ВВОДНОЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА.

Это собрание проводится в начале учебного года для родителей детей, подлежащих зачислению на коррекционные занятия в логопункт. Именно они дают возможность установить первоначальный контакт с родителями, нацелить их на помощь всей команде  ДОУ. Основная цель таких собраний – информировать родителей о целях и задачах коррекционной работы, её этапах  и конечного результата, к которому нужно подойти.  Важно, чтобы уже на этом этапе родители были активны и с интересом включились в коррекционный процесс. Поэтому уже на этом собрании провожу практикум по выполнению артикуляционной гимнастики. Это вызывает большой интерес у родителей. Они разучивают упражнения, чаще всего вызывающие трудности у детей («Индюк», «Чашечка», «Грибочек», «Индюк сердится» и т.д.).

ЭКСПРЕСС – ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ.

Это встречи с родителями любой возрастной группы нашего ДОУ. В подготовительных к школе группах, старших и средних в начале учебного года знакомлю родителей с результатами диагностики речи детей по общим вопросам, отмечая достижения группы в целом, обращая внимание на то, к чему ещё необходимо стремиться. Также предлагаю родителям рекомендации по развитию речи детей. В остальных группах такие экспресс-выступления проходят по наиболее актуальным проблемам  речевого развития в данном возрасте. Только наполнив практическими упражнениями, такие выступления становятся понятными, интересными  и полезными родителям.

ВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕТРАДЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

 Индивидуальная тетрадь оформляется на каждого ребёнка. В ней прописываются задания для закрепления навыков правильного произношения, полученных на занятиях в течение недели. Тетрадь заполняется в конце недели по итогам результатов коррекционной работы и выдаётся родителям на дом на выходные дни. В рабочие дни  на занятиях прорабатывается и закрепляется материал, подготовленный с родителями. Для поощрения и стимуляции желаний ребёнка к выполнению заданий используются значки – смайлики «Весёлый язычок»:

- если задание хорошо проработано с родителями, то на полях напротив задания рисуется смайлик с улыбкой;

- если задание выполнено не в полном объёме или с недочётами – смайлик «не улыбается»;

- если задание не выполнено совсем – смайлик «плачет».

При этом всегда логопед обговаривает, почему у смайлика то или иное настроение. На вводном собрании с родителями обговариваем сразу, что если по каким-либо уважительным причинам задание не выполнено в выходные дни, то тетрадь остаётся дома ещё на несколько дней, пока оно не будет выполнено.

Такая форма работы позволяет учителю-логопеду объединить родителей  и ребёнка в активную совместную деятельность, а родителям - контролировать ход коррекционной работы.  

ОФОРМЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛИСТОВ В ПАПКЕ – ПЕРЕДВИЖКЕ.

Мало кто из родителей интересуется длинными консультациями, где много непонятных терминов и названий, поэтому информационные листы самый удобный способ кратко и доступно донести до родителей необходимую информацию. Папка – передвижка представляет собой папку – ширму из двух страниц. С левой стороны размещается   общая информация о нормах или нарушениях речи, или других психических функций, а на правой стороне практические задания (речевой материал, пальчиковые игры, игры  на развитие речевого дыхания и т.д.) для развития ребёнка. Такие папки-передвижки в течение года перемещаются из одной группы в другую. Материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями речевого развития группы.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ.

Индивидуальные консультации помогают родителям и учителю-логопеду выявить личностные особенности детей и правильно скорректировать  план коррекционной работы в конкретном случае. Родители могут узнать результаты коррекционной работы,  получить рекомендации по интересующим их темам и вопросам.

Иногда в коррекционный процесс необходимо привлечь помощь специалистов других отраслей: психоневролога, ЛОР-врача, невролога и т.д. Всё это необходимо довести до сведения родителей, чтобы процесс преодоления речевых нарушений достиг желаемого результата.  

ПРОВЕДЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ЗАПРОСАМ И В ПРИСУТСТВИИ РОДИТЕЛЕЙ.

Если ребёнок по каким-либо причинам отсутствовал во время первичного обследования речи детей данной группы, то по запросу родителей проводятся дополнительное обследование этого ребёнка. Важно вовремя заметить и предупредить речевые нарушения, дать рекомендации родителям по их  преодолению. Такие обследования проводятся в течение всего учебного года, по мере необходимости.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ, СЕМИНАРЫ, ПРАКТИКУМЫ) СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ.

Такие встречи с родителями не должны быть формальными. Они носят практический характер. Только став участником этого мероприятия, родители начинают чувствовать свою уверенность в том, что они могут помочь своему ребёнку. Ко всем  консультациям специально устраиваю различные выставки игр и пособий по теме семинара и консультации, предлагаю родителям поиграть в игры. Такие семинары, практикумы и занятия проходит весело и интересно, а главное дают практические навыки родителям и желание принимать участие в общем образовательном процессе ДОУ.

Совместные открытые занятия помогают увидеть родителям пробелы в знаниях и умениях детей. А это в свою очередь вызывает у них вопрос: «А как помочь моему ребёнку?» Это хороший повод пригласить родителей на следующую консультацию или практикум. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами ДОУ повышается.

Использование разных форм  работы в течение учебного года помогает охватить вниманием и своевременной помощью всех детей и родителей, способствует повышению интереса родителей к включению в образовательно-коррекционный процесс всего ДОУ в целом, а также сделать образовательный процесс личностно-ориентированным и целенаправленным.

В свою  очередь, активное участие родителей в коррекционном процессе позволяет достичь большей положительной динамики в закреплении навыков правильной речи.

Таким образом, осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс, позволяют значительно повысить эффективность работы по закреплению в активной речи ребёнка навыков правильного произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.

Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Уроки мастерства по формированию навыков правильного произношения.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.О. И. Солов...

Консультация для родителей "Как воспитать у ребёнка навыки правильного произношения"

В данной публикации размещены рекомендации для родителей по воспитанию у детей навыков правильного произношения...

Консультация для родителей "Закрепление навыков правильной речи дома"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХУважаемые родители!Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправи...

Закрепление навыков правильного произношения

Игры, игровые упражнения, тексты на определенные группы звуков...

Консультация для родителей "Воспитываем у ребёнка навыки правильного произношения"

Консультация для родителей "Воспитываем у ребёнка навыки правильного произношения"...