Обследование фонематического восприятия
учебно-методический материал по логопедии на тему
Задания с инструкциями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №41 «Золотой петушок»
Обследование фонематического восприятия
Учитель-логопед:
Воскресенская М.О.
I. Узнавание неречевых звуков.
Цель: выявить умения узнавать неречевые звуки.
Задание 1.
Инструкция: посмотри, что я делаю и запомни звуки, которые услышишь, а теперь отвернись и узнай, что я буду делать.
Действия:
-смятие бумаги;
-разрывание газеты;
-шуршание пакета;
-перекатывание стеклянного шарика в стеклянной банке;
-переливание воды из стакана в стакан;
-пересыпание сахарного песка из стакана в стакан.
Материал: бумага, газета, пакет, стеклянная банка, шарик, стеклянные стаканы, сахарный песок.
Задание 2. «Шумовые баночки»
Инструкция: подбери к каждой баночке такую пару, чтобы они звучали одинаково.
Материал: баночки с крупой.
Задание 3. Музыкальные инструменты.
Инструкция: Давай поиграем на музыкальных инструментах, а потом ты отвернёшься и угадаешь, на каком инструменте я играю.
Материал: бубен, ксилофон, барабан, дудочка.
II. Различение высоты и силы голоса.
Цель: исследовать умение различать высоту и силу голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Задание 1.
Инструкция: послушай и угадай, кто как кричит. Подними нужную картинку.
1) кошка (высоко), котёнок (низко) - мяу
2) свинья (высоко), поросёнок (низко) - хрю
3) корова (высоко), телёнок (низко) - му
4) собака (высоко), щенок (низко) — гав
Материал: картинки с изображением животных и их детёнышей.
III. Различение слов близких по звуковому составу.
Цель: исследовать умение различать на слух слова-квазиомонимы.
Задание 1. Используется наглядно-действенный способ, т. е. показ изображения слова.
Инструкция: посмотри на картинку и покажи, где лук-люк; бочка-почка; кора-гора; галка-гайка; рожки-ложки; Марина-малина; суп-зуб; коза-коса; ус-уж; усы-уши; мишка-мышка.
Материал: картинки
Задание 2.
Инструкция: посмотри на картинки и разложи их в таком порядке, в котором я их буду называть.
Мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.
Материал: картинки.
IV. Дифференциация слогов.
Цель: определить способность дифференцировать звуки.
Задание 1.
Инструкция: покажи кружок, когда услышишь новый слог.
-на-на-на-па;
-ка-ка-ка-га;
-па-па-па-ба;
-да-да-да-та.
Материал: кружочки
Задание 2.
Инструкция: покажи кружок, когда услышишь «чужой» слог.
-па-па-пу-па;
-ка-ка-ку-ка;
-на-на-ну-на;
-да-да-ду-да.
Материал: кружочки
Задание 3.
Инструкция: слушай и повторяй за мной.
Да-та-да; ба-па-ба; га-ка-га; та-да-та; ка-га-ка; са-ша-са; за-са-за; жа-ша-жа; ща-ча-ща; ра-ла-ра; ла-ра-ла.
Материал: кружочки.
V. Дифференциация фонем.
Задание 1.
Инструкция: давай посмотрим на картинки и проговорим вместе
-поезд гудит у-у-у;
-девочка плачет а-а-а;
-корова мычит м-м-м;
-молоток стучит т-т-т;
-птичка поёт и-и-и.
Теперь я буду говорить звуки, а ты подними нужную картинку.
Материал: картинки (поезд, девочка, корова, молоток, птичка).
Задание 2.
Инструкция: хлопни, когда услышишь звук А.
( о-у-а-и-э-а-ы-у-э-а)
Инструкция: хлопни, когда услышишь звук М
(м-н-л-к-м-т-н-м)
Залание 3.
Инструкция: слушай и повторяй.
Ао-уа-аи-ио-аиу-иао-уао.
VI. Навыки элементарного звукового анализа.
Задание 1.
Инструкция:
1) хлопни, когда услышишь слово, в котором живёт звук А.
( автобус, куст, чашка, тарелка, лист, дерево, тапок, телефон, лампа.)
2) хлопни, когда услышишь слово, в котором живёт звук Ш.
(шапка, корзина, школа, сад, порошок, щенок, кошка, шкаф, коробка)
3) хлопни, когда услышишь слово, в котором живет звук Р.
(помидор, карандаш, кошка, ботинок, сарафан, ручка, календарь)
4) хлопни, когда услышишь слово, в котором живёт звук М.
(машина, апельсин, помидор, тарелка, миска, мышка, телефон, мармелад)
Задание 2.
Инструкция:
1) Назови первый звук в слове (утро, кошка, апельсин, машина)
2) Назови последний звук в слове (тапок, игрушка, мандарин, парус).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"
Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....
Обследование фонематического восприятия у дошкольников
Консультация для логопедов и воспитателей....
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и внимание у обследуем...
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и внимание у обследуем...
Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия
в материале представлено описание возможных методик по обследованию фонематического восприятия...
методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)
материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...
обследование фонематического восприятия
карточки для обследования фонематических процессов...