Базовый комплекс артикуляционных упражнений
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Артикуляционные упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._kompleks_artikulyatsionnyh_uprazhneniy.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
_________________________________________________________________________________________
Комплекс артикуляционных упражнений
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, ежедневно. По 5-6 раз повторять каждое упражнение. По необходимости сглатывать слюну и пользоваться носовым платком.
Упражнения для губ и щек:
- «Улыбка» – улыбнуться без обнажения зубов.
- «Заборчик». Цель: развивать круговые мышцы губ. Выполнение: губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.
- «Хоботок». Цель: развивать подвижность губ. Выполнение: губы сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 с.
- «Заборчик» – «Хоботок». Чередование упражнений.
- Надуть щечки вместе «Шарик», потом надувать поочередно «Катаем шарик», втянуть щуки «Шарик сдулся».
Упражнения для языка:
- «Месим тесто». Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Выполнение: немного приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и:
- пошлепывая его губами произносить: пя-пя-пя;
- покусать язык зубами: та-та-та.
- «Лопаточка». Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Выполнение: Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 5. Постепенно увеличивать счет до 10. Верхняя губа приподнята и не касается поверхности языка.
- «Чашечка». Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Выполнение: рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка плотно прижать к верхним зубам. Удерживать язык под счет до 10.
- «Качели». Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Выполнение: рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.
- «Часики». Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). Выполнение: рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упр-ия – 20 с.
- «Качели» – «Часики». Чередование упражнений.
- «Вкусное варенье». Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Выполнение: широким кончиков языка облизнуть верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать.
- «Лошадка». Цель: растягивать подъязычную связку языка. Выполнение: присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро).
- «Грибок». Цель: растягивать подъязычную связку языка. Выполнение: широко раскрыть рот. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Удерживать в этом положении под счет до 5 – 10 с.
- «Маляр». Цель: вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. Выполнение: широко раскрыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка (вглубь рта) и обратно. В медленном темпе.
- «Дятел». Цель: вырабатывать подвижность кончика языка. Выполнение: рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки (за верхними зубами); ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д.
___________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционных упражнений
Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....
Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)
На занятиях с малышами 2-х летнего возраста в игровой форме воспитатель знакомит детей со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...
Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...
Рекомендации к выполнению базового комплекса артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика необходима для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, для умения объединять простые движения в сложные, необходимых для п...
ЗНАКОМСТВО С БАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Знакомство с базовым комплексом артикуляционной гимнастики....