«Как научить ребенка пересказывать тексты»
план-конспект урока по логопедии (младшая группа) на тему
«Как научить ребенка пересказывать тексты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kak_nauchit_pereskazyvat_tekst.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
Тема: «Как научить ребенка пересказывать тексты»
Составила: учитель – логопед
Сидорова Л.В.
2016 учебный год
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа
Задачи:
- активизировать знания родителей о значимости развития навыков пересказа в школьном обучении;
- обучать приемам развития навыков пересказа;
- продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, как научить детей пересказывать тексты.
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно школьное обучение по многим предметам. Программа по большинству из них основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка. Детям с ОНР пересказ дается с большим трудом.
Как же быть, если ребенок начал учится в школе и пересказ дается ему с большим трудом? Нельзя терять время, необходимо помогать ребенку. Прежде всего, необходимо выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает и запоминает прочитанное. Желательно ориентироваться на учебники, по которым учится ваш ребенок, например, по окружающему миру (природоведению и т.д.).
Логопед: Давайте проведем небольшой тест. Послушайте предложение и расскажите о чем оно? (Логопед читает предложение. Родители повторяют его).
Только сойдет снег, в природе появляется целая палитра красок и оттенков: коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, пятна зелени на лугу.
Логопед: А теперь прочитайте текст и перескажите его?
Наступившая весна принесла в мир множество нежных красок, легких и свежих ароматы, чудесных звуков природы.
Логопед: Я думаю, вы заметили, что пересказ услышанного текста и прочитанного самостоятельно – не одно и то же. Развивать надо оба умения.
Логопед: Важно помогать ребенку с самого начала учебы. Готовиться к пересказу следует с анализа текста. Ребенок должен хорошо удерживать последовательность событий, для этого необходимо составить план. Вариантов плана может быть несколько – записать пункты в виде предложений, использовать отдельные слова, схему (простейший рисунок). Я предлагаю вам послушать рассказ и составить его план:
Смелый мальчик.
Однажды жарким днем ребятишки сидели на мосту. Они весело разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек покачнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту же секунду кто-то бросился в реку. Это был Миша Мешков. Миша спас маленькую девочку – вытащил ее на берег. Миша – смелый мальчик и хороший товарищ.
План № 1
- Где сидели ребятишки?
- Что случилось с девочкой?
- Что сделал Миша?
- Что можно сказать о Мише?
План № 2
- Сидели на мосту, смеялись.
- Упала в реку, стала тонуть.
- Бросился, вытащил.
- Смелый.
Логопед: Можно было составить план в виде пиктограмм, схематично изобразить мост, и последовательность событий. Желательно составлять такой план вместе с ребенком, чтобы каждая деталь была понятна.
Какой бы вариант плана вы не выбрали, он должен активно использоваться ребенком, тогда ребенок научится составлять план самостоятельно.
Логопед: Особое внимание при работе над пересказом следует уделить незнакомым словам. Ребенок должен понимать их значение, чтобы использовать эти слова в пересказе. Очень эффективным может быть совместный пересказ, когда ребенок пересказывает более простую часть текста, а взрослый то, что плохо запоминается. Постепенно взрослый сокращает объем своего пересказа, итог – самостоятельный пересказ ребенка.
Логопед: Особенно сложны для пересказа описательные тексты. Широко известно, что увиденное и нарисованное описать легче. Для работы с текстами такого плана можно подключить образное мышление. Сейчас я буду читать вам текст, а вы при помощи цветных карандашей составите краткий план-зарисовку и попробуете пересказать текст.
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.
Логопед: Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако, в результате такой домашней работы ребенок сможет качественно пересказать текст в школе. Очень полезно заучивание небольших отрывков пейзажных зарисовок разных времен года. Постепенно у ребенка накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь пересказ – передача текста своими словами.
Логопед: Если у вашего ребенка вызывает затруднения пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий, то ему поможет упражнение «Деформированный текст». Внимательно прочитайте отрывки знакомой вам сказки и выстроите их по порядку, чтобы получилась сказка.
(Родители восстанавливают текст сказки «Колобок»)
В школе ребенку часто приходится пересказывать тексты, содержащие термины (по природоведению, географии, истории, и т.д.). Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда значение их ему полностью понятно. Для облегчения этой задачи можно завести специальный словарь терминов.
Логопед: Уважаемые родители, помните, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Ребенок учится пересказу не только на уроках, но и при выполнении домашнего задания. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"
оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...
Как научить ребенка пересказывать текст
Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи....
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ
Для детей пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой....
Как научить ребенка пересказывать текст
Предлагаем вам эффективный метод, который представляет собой модернизированный способ с использованием картинок-подсказок в помощь пересказывать текст....
Консультация для родителей подготовительной к школе группы. Как научить ребенка пересказывать текст?
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно школьное обучение по многим предметам. Программа по большинству из них основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и переска...
Методические рекомендации "Как научить ребенка пересказывать текст"
Умение пересказывать любой текст напрямую зависит от уровня развития речи у ребенка. Чем лучше, грамотнее оформлены фразовые речевые отрезки, тем точнее, эмоциональнее происходит воспроизведение прос...