Работа над предложением как аспект совершенствования связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
методическая разработка по логопедии на тему
Мы хотим привлечь ваше внимание к вопросам формирования монологической формы экспрессивной речи детей с ФФНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_predlozheniem_.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над предложением как аспект совершенствования связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
За последние годы заметно увеличилось количество поступающих в школу детей, которые имеют недостаточно четкую речь, слабый навык связной речи, плохо развитое языковое чутье. Эти же проблемы наблюдаются у выпускников детских садов, несмотря на то, что все звуки поставлены и автоматизированы логопедами. Данные проблемы обусловлены группой причин. Отметим некоторые из них. Родители не уделяют должного внимания формированию речи ребенка в семье, зачастую перекладывая эту привилегию на детский сад и школу. Чтение детских книг, предоставляющих образцы грамотной, литературной речи в семье- редкость. У современных детей с самого младшего возраста вырабатывается модель получения информации из «зрелищных» источников- телевизора, компьютера, электронных игр и др.. Но качество и значимость этой информации оставляет желать лучшего. Она больше направлена на доставление удовольствия и в меньшей степени на развитие мышления и речи ребенка. При коррекции речи ребенка с ФФНР логопеды основное внимание уделяют вопросам исправления звукопроизношения, порой недостаточно развивая способности связно выражать свои мысли.
Связная речь – наиболее важная сторона устной речи. Возможность хорошо рассказывать оказывает прямо пропорциональное воздействие, как на успеваемость ребенка, так и на карьеру взрослого. Когда человек умеет четко формулировать и озвучивать свои мысли, его положение в социуме становится полноценным и успешным.
Связная речь представляет собой многокомпонентное целое, соединяющее две и более группы предложений, подчиненных одной теме, имеющих четкую структуру и специальные языковые средства для связи предложений друг с другом. Данная речь складывается из двух процессов: умения говорить( экспрессивная речь) и умения понимать обращенную речь (импрессивная речь). Монолог является более сложным видом экспрессивной речи, чем диалог, так как не поддерживается репликами и требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Чтобы быть понятным, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно.. Мы хотим привлечь ваше внимание к вопросам формирования монологической формы экспрессивной речи детей с ФФНР.
Логопедические аспекты особенностей связной речи у детей с ФФНР отражены в работах авторов : Р.Е. Левиной , Т.Б. Филичевой, Т.В.Волосовец, Г.В. Чиркиной и других. Они отмечали, что лексика детей с ФФНР не пополняется словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Проявления речевого недоразвития выражены нерезко, но при тщательном обследовании логопед может выявить некоторые грамматические ошибки: в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании существительных с прилагательными и числительными, в использовании синтаксических связей. Предложения короткие, чаще- нераспространенные.
Заполняя речевые карты и обследуя при этом умение детей пересказывать и составлять различные виды рассказов, мы часто наблюдаем следующие особенности:
- сокращение или искажение текста детьми
-стереотипность в построении высказывания;
-затруднения в выборе нужных слов и ряд других .
Все это является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, позволяющего ребенку с нормальной речью эмпирически овладевать всей сложной системой русского языка.
Таким образом, дети с ФФНР нуждаются в целенаправленной работе по развитию связной речи; её можно продуктивно развивать регулярными и настойчивыми тренингами и центральное место в этом процессе занимает работа над предложением, являющемся основной речевой единицей.
Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Поэтому их формированию и совершенствованию должно уделяться достаточное внимание на протяжении всего обучения детей с нарушениями речи.
Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.
.Обучение детей предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание высказывания, формировать предложения.
.Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с нарушениями речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.
Самая простая и в тоже время самая необходимая форма работы над предложением – это образец . Первоначальный прием, применяемый для построения предложений- вопрос логопеда., он служит основой. В нем даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должно быть составлено ребенком.(Вопрос: « Что дети собирают в парке?», ответ: « Дети собирают листья»). Самостоятельность детей проявилась в том, что они изменили порядок слов, вопросительное местоимение «что» заменили существительным листья и придали предложению повествовательную интонацию. Можно вопрос сформулировать так, чтобы воспитанники вынуждены были ввести 2-3 «своих» слова: Что делали дети в парке? Дети в парке собирали листья …. катались с горки…
В дальнейшем вопросы наталкивают учащихся на составление сложных предложений и различных других синтаксических конструкций.
Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространены следующие.Построение предложений из разных слов, восстановление деформированного текста. Постепенное ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов.(Птицы вернулись. Какие птицы? Откуда вернулись? Куда вернулись?) Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами. Также используются в работе соединение двух или трех простых предложений в одно сложное, или простое с однородными членами. Редактирование предложений, содержащих ошибки или недочеты, нелепицы.
.Логопед следит за порядком слов в предложении ( в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным.
По мере того, как дети овладевают навыками употребления простого распространенного предложения с однородными членами, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. Коррекционная работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходит к сложноподчиненному.
Дети должны составлять предложения разных типов:
-простые распространенные из 5-7 слов
-сложносочиненные, состоящих из 2 простых( Воробьи зимующие , а скворцы перелетные)
- с противительным союзом «а»( Сначала надо нарисовать снегиря, а потом его раскрасить)
-сложноподчиненные предложения с придаточным причины ( Мальчик заплакал, потому что потерял удочку).
- с дополнительным придаточным, выражающими желательность(нежелательность действий) : Я хочу, чтобы пошел снег.
При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения используется вопросно-ответная форма речи, поэтому на первых порах от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос( Логопед: « Почему Соня не идет гулять?» Ребенок: «Потому, что на улице идет дождь». В дальнейшем предложение проговаривается целиком, логопед следит за правильным его синтаксическим и грамматическим оформлением. Необходимо научить детей правильно строить предложения, отвечая на вопрос « Почему?», не начиная ответ со слов потому что…
Переход к практическому усвоению более сложных морфологических закономерностей диктует необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. При работе над предлогами в предложениях основными задачами будут: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи.
Сначала изучаются наиболее простые предлоги НА , ПОД. Затем другие: В, ОКОЛО, МЕЖДУ, НАД, ПОД, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,
.Логопед дает детям задания (Положи кубик на стол, а мяч под стол. Куда ты положил кубик? Где кубик? и т.д.) . Даются задания на понимание обобщающего значения предлогов, например: НА СТОЛЕ. А где еще может лежать книга? ( на стуле, на окне, на полке, на диване и т.д.). Большая роль отводится вслушиванию в грамматические формы.
Детей учат определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи, составлять графические схемы предложений, выделять предлог как отдельное служебное слово.
.Овладение грамматическим строем идет одновременно с обогащением словаря и практическим усвоением предложения как единицы речи.
Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически.
Колоссальные возможности для совершенствования связной речи предлагают компьютерные технологии. В нашей работе используются презентации по автоматизации звуков, где большое внимание уделяется составлению предложений: с однородными членами, по 2 и более предметным картинкам, предложений с противительным союзом «А» (и все это с использованием приемов анимации). Данные формы работы поддерживают внимание и интерес детей и позволяют добиться нужных результатов.
Многофункциональное магнитное настенное панно представляет множество сюжетов для составления предложений, массу возможностей для формирования предложно-падежных конструкций. Выполняя задания логопеда, дети передвигают выпуклые фигурки-магниты в соответствии с инструкцией логопеда. (Посади птичку на дерево, на крышу. А теперь - под дерево, и т.д. Расскажи, где сидела птичка вначале, а где потом?). При этом ребенок развивает не только языковые возможности, но и мелкую моторику.
Желательно, чтобы каждый ребенок, выпускаясь в школу, мог членить предложения на слова, называть количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, исправлять деформированное предложение, записывать предложение графически.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.
К методам относятся дидактические игры,игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.
Используются беседы., наблюдения за предметом и действием, игра, опора на вербальный образец и т д.Средствами обучения языку является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использования в целях развития практики общения.
Пересказ и заучивание наизусть коротких рассказов и сказок- ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной и красивой речи. Эти занятия обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме и конструкции предложения.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций,, подсказ нужной формы, вопросы подсказывающего и оценочного характера, привлечение детей к исправлению ошибок…
Усвоение грамматических форм- сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения.Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Дидактические игры- эффективное средство формирования предложений, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей дают возможность упражнять детей образовании нужных словоформ. Изменяя слова и образуя новые словоформы, дети многократно их повторяют и запоминают непроизвольно
.Большие возможности для совершенствования связной речи предлагают компьютерные технологии.. У нас в работе используются презентации по автоматизации звуков, где большое внимание уделяется составлению предложений. Составление предложений с однородными членами, составление предложений по 2 и более предметам, составление предложений с противительным союзом «А», и все это с использованием приемов анимации поддерживает внимание и интерес детей и позволяет добиться нужных результатов
Яркое многофункциональное настенное панно представляет множество сюжетов для составления предложений, массу возможностей для формирования предложно-падежных конструкций. Выполняя задания логопеда, Дети передвигают выпуклые фигурки-магнит в соответствии с инструкцией логопеда.(посади птичку на дерево, на крышу. А теперь- под дерево, и т.д..) Расскажи, где сидела птичка вначале, а где потом?) При этом ребенок развивают не только языковые возможности, но и мелкую моторику.Ковролин.то же
В результате систематической планомерной работы у ребенка должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание, определять его содержание и необходимые языковые средства дляегопостроени
Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, сказочными героям и героями мультфильмов, предметами и картинками, так и без наглядного материала- в форме словесных игр ,построенных на словах и действиях играющих.
Важно,чтобы грамматические формы оставались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в своей речи
В результате систематической планомерной работы у ребенка должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание, определять его содержание и необходимые языковые средства для его построения, избегая ошибок..
Унас-КОМПЬЮТЕР, НАГЛЯДНОЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МАГНИТНОЕ ПАННО, КОВРОЛИН, РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ АНИМАЦИЯ
Большие возможности для совершенствования связной речи предлагают компьютерные технологии.. У нас в работе используются презентации по автоматизации звуков, где большое внимание уделяется составлению предложений. Составление предложений с однородными членами, составление предложений по 2 и более предметам, составление предложений с противительным союзом «А», и все это с использованием приемов анимации поддерживает внимание и интерес детей и позволяет добиться нужных результатов
Яркое Многофункциональное настенное панно представляет множество сюжетов для составления предложений, массу возможностей для формирования предложно-падежных конструкций.Манипулируя с подвижными выпуклыми фигурками-магнитами, дети развивают не только языковые возможности, но и мелкую моторику. ,передвигая их в соответствии с инструкцией логопеда и озвучивая ковролин- то же
Увеличение количества детей с недостатками речи, « усложнение» нарушений ставит перед логопедами задачи более рационального использования времени и форм коррекционного воздействия. Все это обуславливает необходимость применения интегративных приемов в логопедической работе. Так, нам представляется перспективным сочетание автоматизации звуков в предложении и работы над структурой предложения, синтаксической и морфологической правильностью речи. Если хорошо продумать и грамотно выстроить систему работы над предложением, составить перспективный план, то эти виды работы вполне можно совместить..
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
,1.Расскажи, что с чем?(составление предложений со словосочетаниями по картинкам, насыщенным автоматизируемым звуком.)
Сад со сливами и абрикосами
Самолет с колесами и хвостом
Подсолнух с листьями и лепестками…..
2.Что с чем рядом?(по 3 картинкам, начинаем с картинки в середине)
Рядом с лисой слон и собака
Рядом с автобусом самосвал и самолет
3. Учить запоминать и проговаривать сложные рифмованные предложения с противительным союзом « а:
У нас рассыпчатый рис, а у вас сладкий ирис.
У нас в супе соль, а у вас в супе фасоль.
4. Чего не бывает?
(картинки)
Не бывает самолета без хвоста, стула без спинки, сосны без ствола…..
. 5Что из чего сделано?(Составление сложноподчиненных предложений с относительными прилагательными)
Стакан сделан из стекла, значит, он стеклянный.
Колбаса сделана из мяса, значит, она мясная.
6. Найти предмет, к которому подходит действие и сформулировать предложение
Станислав сколотил …… скамейку( слепил снеговика, связал, спилил, снял, смял, съел и т.д.
Ш
7. Что у кого? Опираясь на картинки и подсказку педагога, ребенок составляет рифмованные сложносочиненные предложения.
Камешки у Маши, а шкатулка у Наташи.
Бусы у Аси, а самосвал у Васи.
8.Что где находится?
Шляпа на макушке, а сережка в ушке.
9.Составление сложносочиненных предложений с союзом «потому, что»
Почему малыш играет? Малыш играет, потому что у него игрушка.
Танюшке тепло, потому что у Танюшки шубка.
10.Составление распространенных предложений с однородными членами по образцу педагога и картинкам.
Машеньке нужны подружки, шоколадки и игрушки.
Станислав искал поднос, глобус, самокат, насос.
11.Употребление уменьшительной формы существительных в сложносочиненном предложении с союзом « А»
Лапы у белки, а лапки у бельчонка.
Глаза у лошади, а глазки у жеребенка.(Л)
Нос у взрослого, а носик у ребенка(С)
12. Предложения, составленные как ответ на вопрос
Кто сидит на сосне, днем как будто во сне?. Сова
Составить предложения по двум опорным словам.( спутник- космос, снег- санки и т. Д.)
13 Уточнение грамматических представлений в предложениях. Задание: Составь и проговори новые предложения, употребляя числительное два вместо один.
Один автобус остановился у моста . Два автобуса остановились у моста.
14. Закрепление звука в предложениях с однородными членами, дополненных картинками. На столе много салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок.
15. в предложениях, составленным по картинкам и словам-признакам.9 Серебристый, смолистый, вкусный, усатый, ананасовый, спелый, соленый, острый, сладкий, высокий.
Для развития языкового чутья и чувства языка : закрепление звука в пословицах и поговорках, скороговорках,договариваниечистоговорок подходящим словом
Са СА СА –бегает в лесу ….лиса,
( точность значений употребляемых слов
Выбор правильных словосочетаний для забавных чистоговорок
Су-су –су – поселился сом( лис) в лесу.
В рифмовках: Я в фасоль насыплю соль, станет вкусною фасоль.
Работа над деформированным предложением
Составление предложений из слов, в начальной форме
Распространение предложений :
В самостоятельно исправленных предложениях: У гусенка появились лисята.
Сосна идет к Славе.
Составление предложений со словосочетаниями. :Скользкий спуск, пустая посуда …..
Измени по образцу:
Я насыпал сладкий сахар в стакан
ТЫ ОН ОНА МЫ ВЫ ОНИ
Распространение предложений . Запомни и повтори предложения Старинный . самовар стоит на высоком столе, накрытом красной скатертью.
Что находится справа, а что слева? По картинкам. Исправь.Стас сказал неправильно: Голосистая соловей поет грустную песню.
Изменить прилагательные: Светлый-цвет, комната, небо. волосы., составить сначала словосочетания, потом предложения.
Таким образом, при правильном подходе к формированию предложений у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими и грамматическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в процессе построения связного речевого высказывания и конкретных условиях общения.
:Логопедическая работа по формированию связной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предложений .Это усложнение «синтаксического стереотипа» опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. После овладения навыками составления 2-3словных предложений , настает черед обучения умениям составлять распространенные предложения. Рекомендуется предлагать в качестве зрительной опоры предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает начатое логопедом предложение. Постепенно количество слов увеличивается за счет однородных членов предложения. В этот период должна проводиться работа по овладению навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по сюжетной картинке, предметной картинке(сложнее для детей), по 2 предметным картинкам, по моделям .Например: именительный падеж существительного+ согласованный глагол+ прямое дополнение: Мама(папа, брат, сестра,КАЗЫВАТЬ КОРРеКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И НАВЫКОВ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ УДЕТЕЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...
Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) Чтобы правильно организовать познавательно – речев...
"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...
Консультация "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста."
Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речидетей дошкольного возраста."...