Практический материал для автоматизации звука Ш
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
При произнесении звука “Ш”:
- губы вытянуты вперед и округлены,
- зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
- средняя часть спинки языка прогибается,
- задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_material_dlya_avtomatizatsii_zvuka_sh.docx | 74.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический материал для автоматизации звука Ш
При произнесении звука “Ш”:
- губы вытянуты вперед и округлены,
- зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
- средняя часть спинки языка прогибается,
- задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
- голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.
Название упражнения, образ | Описание упражнения |
“Дудочка” | С напряжением вытянуть вперед губы. |
“Кружочек” | Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы. |
“Непослушный язычок” | Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. |
“Лопатка” | Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. |
“Качели” | Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. |
“Болтушка” | Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. |
“Чашечка” | Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”. |
“Красим верхний заборчик” | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. |
“Красим потолок” | Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед |
Изолированное произношение звука Ш
«Кошечка лакает молоко». Когда это упражнение будет получаться изобразить, как шипит змея: ш – ш – ш.
Автоматизация в слогах:
При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно
ША
ШО
ШУ
ШИ
ШЕ
Автоматизация в сочетаниях слогов:
При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши
Ше-ше-ше
Ша-шо-шу
Ши-ше-ша
Шо-ше-ши
Шу-шо-ше
Ше-ша-шо
Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше
Звук [Ш] в обратных слогах:
Аш-аш-аш ош-ош-ош уш-уш-уш ыш-ыш-ыш эш-эш-эш
Яш-яш-яш ёш-ёш-ёш юш-юш-юш иш-иш-иш еш-еш-еш
Автоматизация звука Ш в начале слова
Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шахматы, шорох, шёл, шёлк, шёпот, ширь, шило, шина, шить, шили, ширма, шум, шут, шуба, шутка, шуруп, шутить, шея.
Шинель, шипеть, широкий, шиповник, швы, швея, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шницель, шнурок, штаб, шмель, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штамп, штопать.
Штора, штопор, штука, штурвал, штык, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, лапша, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.
Мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, мишень, ошейник, решение, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, решили.
Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша, чешуя, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
Автоматизация звука Ш в середине слова
Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.
Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, пешка, орешки, вешний, внешний, поёшь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.
Башмак, башлык, кашне, каштан, ушли, петушки, бабушка, дедушка, ландыш, детёныш, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, донышко, пёрышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.
Произносить слова парами.
шапка – шакал каша – наша крыша – ваша
Миша – Маша шутка - Мишутка шёпот – шов
шина – шило мешок – пушок шары – шипы
Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:
Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.
Автоматизация звука Ш в чистоговорках
Ша-ша-ша- ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - ша-ша-ша - Маша моет малыша.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Паша пишет хорошо.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо - мы рисуем хорошо.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - буквы на доске пишу.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - хорошо я их пишую.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - вот играют малыши.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - у них есть карандаши.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Мишин карандаш.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Машин карандаш.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на дедушку похож.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на бабушку похож.
Уш-уш-уш- Уш-уш-уш - папа починил наш душ.
Ша-ша-ша - нет карандаша.
Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.
Ши-ши-ши - притихли малыши.
Ше-ше-ше - радостно душе.
Автоматизация звука Ш в предложениях
На вешалке шуба и пушистая шапка. Маша надела шарф. Паша пошёл в школу. Кошка ловит мышку. Мышка убежала от кошки. Машина везёт пшеницу. В мешке шишки. Дедушка режет картошку. Бабушка вяжет шарф. Миша завязал шнурки. Маша несёт в лукошке ёжика.
Хороши в дорожку пирожки с горошком. Хороша Маша, да жаль что не наша. Шапка да шубка, вот и весь Мишутка. У Маши гамаши, у Мишки штанишки. Шесть мышат в норке шуршат. Тише, тише, не шумите, нашу Машу не будите. Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.
Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Ум хорошо, а два лучше. В гостях хорошо, а дома лучше.
У Димы шапка – ушанка. Маша надела новую шубу. Алеша потерял шарф. Яша едет на лошадке. Даша не шали. Даша и Антоша шагают в ногу. Алеша подарил Маше цветные карандаши. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу. Дальше в лес – больше дров.
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо–невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши!
Автоматизация звука Ш в пословицах
Богатство, что вода: пришла и ушла.
Большому кораблю - большое плаванье.
В лес не съездишь - так на печи замёрзнешь.
Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
Зимою шубка не шутка.
Не давши слово, держись, а давши, крепись.
Нет лучшего друга, чем матушка.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Тише едешь - дальше будешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Шила в мешке не утаишь.
Игровые упражнения на автоматизацию звука
Сосчитай до пяти.
Один камыш, два камыша………….пять камышей.
Один шалаш, два шалаша…………..пять шалашей.
Одна шуба, две шубы……….………пять шуб.
Одна школа, две школы………….…пять школ.
Одно шило, два шила…………….…пять шил.
Произносить (читать) слова парами.
пышка – вышка кадушка – подушка
школа – школьник камушки – кумушки
шкаф – ушко пушка – мушка
багаж/ш/ - гараж/ш/ кошки – мышка
Замени в словах последний звук на звук Ш.
Образец: дуб — ... (душ). Какие слова у тебя получились?
Замени в словах первый звук на звук Ш. Образец: пар — ... (шар). Какие слова у тебя получились?
ПАР ...
ТАПКА ... ГУБЫ _ ... ТОПОТ —. ... МЫЛО — ... СПОРЫ—. ...
ДУБ —» ...
ИДЕТ _ ...
ПОЁТ .. ...
ЕДЕТ ...
ДЫШИТ — ...
ПАДАЕТ . ...
«Исправь предложение». Дедушка Ау перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
Исправь ошибку
Лягушка спряталась... камышах. Кошка залезла... крышу. Шмель спрятался ... листом ромашки. Мышонок сидит... шкафу. Лягушонок скрылся ... кадушкой. Лошадка спряталась... дерево.
Автоматизация звука Ш в стихах
Читать стихи выразительно и чётко.
На кухне кошка готовит лепёшки.
Любит лепёшки котёнок Тимошка.
Вышивает Даша мишку,
Маша вышивает мышку.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
Миша и Паша шайбу гоняют,
Маша и Даша им не мешают.
Шагают по опушке мышки,
Под мышками у мышек книжки.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
(И. Демьянов)
Петушок, петушок!
Подари мне гребешок!
Ну, пожалуйста! Прошу!
Я кудряшки причешу.
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный.
Ночью пусть пируют мыши:
Тише, тише, тише, тише.
(И. Токмакова)
Воробей.
- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин)
Мыши.
Наши мыши – ваших тише,
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши.
Не пускайте ваших к нам.
(В. Степанов)
Птичка.
Птичка под моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок во рту несёт.
Миша пишет.
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.
Пять ребят живут в избушке,
Пять маслят вблизи опушки.
У масляток – шапочки
У ребяток – тапочки.
Мышь как мышь.
Мышь как мышь, сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…
(Г. Лагздынь)
Бабушка.
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт перед сном.
(З. Александрова)
Мышки.
Пляшут мышки – шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.
(А. Стародубова)
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, Мишутка.
У Маши – котёнок Тимошка,
У Миши – мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!
Мышонок и мышь.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
(А. Капралова)
Лягушата.
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
(И. Демьянов)
Шишки у Мишки.
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка – хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева)
Ручеёк.
- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш.
(Г. Виеру)
Пекарь.
Я песок мешаю с глиной, как муку.
На горячем камне к ужину пеку:
Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки,
Пряники для мишки, заиньке – коврижки.
(Г. Ладонщиков)
Ромашки.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки – будто луговые.
Ромашки, ромашки – прямо как живые.
(М. Пляцковский)
Везёт нас лошадка.
Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка –
Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко.
Стегнуть бы кнутом бы лошадку,
Да – жалко.
(А. Шибаев)
Мошки.
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
(В. Лунин)
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал по автоматизации звуков "От слогов к словам и предложениям".
Нарушенный звук уже поставлен, и вы постепенно начинаете вводить его в слоги. Это только начало работы по автоматизации поставленного звука. Впереди еще предстоит длительная период по вве...
практический материал по автоматизации звуков т, ть, д, дь
Речевой материал для автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях....
Практический материал по автоматизации звука [Ы] у детей с речевыми нарушениями
Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуск...
Практический материал для автоматизации звука С
При произнесении звука “С”:губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,зубы сближены до расстояния 1-2 мм,кончик языка упирается в нижние резцы,передняя часть спинки языка выгнута,...
Практический материал для автоматизации звука Л
Автоматизация звука [л] в изолированном звучанииПрикусывая кончик языка, произносить «Песенку девочки»:« ЛА – ЛА – ЛА …»;Прикусить кончик языка и длительно т...
Практический материал для автоматизации звука Р
Изолированное произношение звука Р в разной тональности:рррррРрррррРРрррррРРРрррррр (машина поднимается в гору…)Слоги с опорой на Т, Д: Тра-тра-тра...
Практический материал для автоматизации звуков дома
В помощь родителям. Повторяя, родители должны следить за правильной артикуляцией звука у ребенка !...