Дидактическое пособие по развитию речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ
«ЗВУКОВИЧКИ»
РАЗРАБОТЧИК:
МАЛАХОВА
ЛЮДМИЛА ГРИГОРЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
КЛИН
2017
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ
«ЗВУКОВИЧКИ»
Актуальность: В последние десятилетия начало резко увеличиваться количество детей дошкольного возраста, страдающих нарушениями той или иной стороны речи. Причин этому несколько.
Во – первых, большинство родителей практически перестало разговаривать со своими детьми. Это происходит и потому, что рабочее время взрослого увеличивается, а время досуга становится все меньше.
Многим детям общение с родителями заменили гаджеты. Это во – вторых.
В – третьих, некоторые родители до сих пор считают, что развитием ребенка должны заниматься государственные учреждения.
Четвертая причина, возможно, покажется крайне странной и необычной. Дети перестали принимать жесткую пищу (сырую морковь, капусту, репу). Мышцы артикуляционного аппарата вследствие этого оказываются слабо развитыми. Недоразвитость речевого аппарата ведет к недоразвитию речи у детей – дошкольников.
Речь, как мы все с вами знаем, «не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития» [8]. Полноценная гармоничная речь должна быть не только грамматически и лексически правильно оформленной, но четкой и безупречной в плане звукопроизношения, а также звуко - слоговой наполняемости слов.
Если ребенок имеет нарушения в звукопроизношении, требуется кропотливая работа над их исправлением. Процесс коррекции речи часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивости и работоспособности. И чтобы сохранить внимание, привлечь интерес дошкольника к этому процессу, необходимо использовать такие формы работы, которые в этом помогут не только учителю – логопеду, но и воспитателю общеразвивающей группы.
В ходе постоянного поиска новых технологий в работе с детьми логопедических групп, мною был разработано дидактическое пособие «Звуковички».
Предлагаемое пособие активно используется в ходе образовательной, совместной и индивидуальной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», при знакомстве со звуками и обучении грамоте.
Сроки разработки дидактических игр и упражнений, работы над пособием, а также его апробации - сентябрь 2016 г. – май 2017 г. Полученные на конец 2016-2017 учебного года результаты дают возможность использовать предлагаемое пособие постоянно.
Данное пособие использовалось в дошкольных группах 5-7 лет. В его апробации принимали участие обучающиеся дошкольных групп, как с общим недоразвитием речи, так и воспитанники, его не имеющие, учитель-логопед и воспитатели этих групп.
Дидактическое пособие способствует развитию фонематической стороны речи средствами логопедических игр и упражнений. Оно обеспечивает развитие у детей умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую деятельность, развивает наблюдательность и любознательность.
Цель использования пособия: создание условий для развития фонематического восприятия, закрепления навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа у обучающихся 5-7 лет, а также совершенствования коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи:
- формировать представления о звуках, гласных и согласных, и буквах родного языка в занимательной форме;
- учить самостоятельно образовывать слоги и читать их;
- учить производить звуковой и слоговой анализ слова;
- повысить качество образовательно - коррекционной деятельности учителя-логопеда по подготовке детей к школе;
- развивать фонематическое восприятие, умение слышать и различать звуки речи;
- развивать психические процессы у дошкольников: речь, восприятие, память, мышление, воображение;
- развивать коммуникативные качества обучающихся (воспитанников);
- воспитывать интерес к родному языку, к занятиям речевого цикла.
Формами реализации данного пособия являются:
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- коллективная образовательная деятельность (свободное участие детей в ней);
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей);
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, образовательные предложения).
В ходе использования пособия «Звуковички» предполагалось получить следующие результаты:
- у выпускников дошкольной образовательной организации будут сформированы представления о гласных и согласных звуках и буквах родного языка, развито фонематическое восприятие, умение слышать и различать звуки речи;
- будущие первоклассники смогут самостоятельно образовывать слоги, слова и читать их, производить звуковой и слоговой анализ слова;
- у детей обогатится и активизируется словарный запас, разовьется навык правильного грамматического строя речи у детей;
- повысится уровень сформированности навыка связной речи и коммуникативных способностей;
- у детей, имеющих общее недоразвитие и фонетико – фонематические нарушения речи, данные нарушения будут устранены;
- у дошкольников будут развиты психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение – в соответствии с возрастом;
- дети будут проявлять интерес к родному языку и к обучению в целом.
Способом определения результативности использования пособия является педагогическая диагностика по ОО «Речевое развитие» и диагностика учителя – логопеда. Таблицы, используемые в ходе её проведения, и критерии диагностики размещены в Приложении.
Научно – методическое обеспечение:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство - Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. – Москва, ТЦ «Сфера», 2011.
6. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – Москва, ТЦ «Сфера», 2009.
7. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.
Материально – техническое обеспечение:
- компьютер;
- принтер;
- дидактические пособия;
- логопедические игры;
- наглядный материал;
- Звуковички;
- раздаточный материал для проведения различных видов деятельности педагога с детьми.
Тематическое планирование в дошкольной группе 5-6 лет
№ | Краткое содержание образовательной деятельности |
1 | Звуки окружающего мира. Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах. Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых |
2 | Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова) |
3 | Знакомство со звуком «У» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука |
4 | Знакомство со звуком «И» (его символом). Заштриховывание символа «И» в тетради. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА) |
5 | Знакомство со звуком «О» (его символом). Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА) Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки) |
6 | Знакомство со звуком «Ы» (его символом). Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа со схемой слова). Выделение ударного гласного в словах (посУда, Ослик, картИны…) |
7 | Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами. Разные загадки (определение первого звука в словах) |
8 | Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами. Д/и «Подарки для Ани и Оли» (подбор картинок с нужным звуком) Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ…) |
9 | Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ) |
10 | «Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета). Д/и «Загадки» (картинки, в названиях которых есть твердый или мягкий звук «М» в начале слова) |
11 | Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый / мягкий). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН) |
12 | Звук «Н». Характеристика звука «Н». Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ… |
13 | Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом. Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ |
14 | Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый /мягкий). Д/упр. «Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков). Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ |
15 | Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звука (по таблице). Д/и «Кубик» (отыскать выставленные картинки, в названиях которых есть звук «Б»). Синтез звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО… |
16 | Звук «Б». Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ) |
17 | Знакомство со звуком «П». Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый /мягкий), (выбрать картинки со звуком «П»). Синтез звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ |
18 | Звук «П». Игра с мячом - деление слов на слоги. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
19 | Дифференциация звуков «Б-П». Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний |
20 | Дифференциация звуков «Б-П». Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний |
21 | Дифференциация звуков «Б-П». Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний |
22 | Закрепление полученных навыков (деление слов на слоги). Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных). Д/и: «Живые звуки» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний |
23 | Знакомство со звуком «Д»; с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый /мягкий). Д/и «Поможем кукле Даши» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д») |
24 | Звук «Д». Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков) Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ… |
25 | Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый /мягкий). Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП) |
26 | Звук «Т». Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков). Синтез звукосочетаний. |
27 | Дифференциация звуков «Д-Т». Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Д/и «Подарки для Тима и Димы» |
29 | Знакомство со звуком «Х» »; с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый /мягкий). Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ |
30 | Звук «Х». Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х»). Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов МОХ, ПУХ, МУХА. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
31 | Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый/ мягкий). Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков). Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
32 | Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый/ мягкий) |
33 | Дифференциация звуков «Г-К». Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…). Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…). Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (МАК). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах |
34 | Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый / мягкий). Синтез звукосочетаний, коротких слов |
35 | Закрепление полученных навыков Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех) |
Планирование в дошкольной группе детей 6-7 лет
по формированию фонетической стороны речи.
№ | Краткое содержание образовательной деятельности |
1 | Мир звуков. Звук и буква А.Выделение в словах первого гласного звука. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
2 | Звуки А – У. Выделение в словах данных гласных звуков. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов АУ, УА. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
3 | Гласные и согласные звуки. Выделение в словах гласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Игры «Найди место», «Договори слово». |
4 | Звуки П – Пь. Выделение в словах первого согласного звука. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Соотношение звуков с буквой. |
5 | Звуки А, У, И, О. Выделение в словах гласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Соотношение звуков с буквами. Игра «Подари подарки Ане, Уле, Оле, Ире». |
6 | Звуки К – Кь. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
7 | Звуки Ы – И. Выделение данных звуков в словах. Выкладывание звуковой схемы с помощью цветных фишек. Схема слова. |
8 | Звуки Т – Ть. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Изменение слова путем замены первого звука и добавление последнего звука Т – Ть (куча – туча). |
9 | Звуки К – Х, Кь – Хь. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
10 | Звуки М – Мь. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
11 | Звуки Н – Нь. Произнесение и различение на слух и в произношении звуков Н – Нь. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
12 | Звуки Б – П, Бь – Пь. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
13 | Звуки С – Сь. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
14 | Звуки З – Зь. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Игра «Преврати З в Зь». |
15 | Звуки В – Вь. Различение звуков В – Вь на слух и впроизнесении. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
16 | Звуки Д – Дь. Сравнительный звуковой анализ слогов и слов. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
17 | Звуки Г – Гь. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Игра «Скажи наоборот» (га – гя…) |
18 | Гласные звуки. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Слоговой анализ слов. Дать понятие о словах – признаках. |
19 | Звуки И – Й. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Игра «Один – много» (соловьи – соловей). |
20 | Звуки ЙЭ, обозначенные буквой Е. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Деление слов с Е по слогам. |
21 | Звуки ЙА, обозначенные буквой Я. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Деление слов с Я по слогам. |
22 | Звуки С – Ш. Сравнительный звуковой анализ слогов и слов. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
23 | Звуки Ш – Ж. Сравнительный звуковой анализ слогов и слов. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
24 | Звуки Л – Ль. Сравнительный звуковой анализ звуков, слогов и слов. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова).словообразование путем замены первого звука и последнего слога (Л – Ль). |
25 | Звуки Ц – С. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов и слов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
26 | Звуки У – ЙУ. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Деление слов с Ю по слогам. |
27 | Звуки Р – Рь. Сравнительный звуковой анализ слогов и слов. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
28 | Звуки Ч – Ть. Выделение в словах данных согласных звуков. Сравнительный звуковой анализ слогов и слов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). Игра «Первый – последний» |
29 | Звуки Ф – В. Сравнительный звуковой анализ слогов и слов. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
30 | Звуки Щ – Сь. Упражнение в звуковом и звуко – слоговом анализе и синтезе слов с Щ – Сь. Выделение в словах данных согласных звуков. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова (начало, середина и конец слова). |
31 | Твердые и мягкие согласные. Закрепить понятие «твердые – мягкие согласные». Упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова. |
32 | Звуки гласные и согласные. Закрепить представление о гласных и согласных звуках. Упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов. Выкладывание звуковой схемы слова с помощью цветных фишек. Схема слова. |
«Звуковички» спешат на помощь
Использование выше указанного пособия неизменно вызывает интерес у обучающихся. В состав данного пособия входят 5 игрушек – Звуковички. Дети знают, что эти Звуковички - лишь модели звуков. Если буква обозначает гласный звук, то Звуковичок - красного цвета, если буква обозначает твердый согласный звук, то цвет Звуковичка синий. Всегда мягкий согласный звук обозначается Звуковичком зеленого цвета. Звуковичок, символизирующий глухой согласный звук, имеет форму колобка, Звуковичок, обозначающий звонкий согласный звук, - в форме колокольчика.
Звуковички во всем помогают дошколятам, а те, в свою очередь, выручают Звуковичков из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом, занятия превращаются в захватывающие приключения. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблюсти условия, не замечает, что его учат. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели, у Звуковичка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки. Звуковички позволяют в игровой форме, ненавязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, различать согласные и гласные звуки, способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха, важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.
Использование Звуковичков способствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоминается.
На основе работы со Звуковичками гораздо проще сформировать навык письма и чтения, ввести алгоритм фонетического анализа.
Звуковички очень понравились детям. Педагоги даже стали замечать, что воспитанники во время своей игры берут какую-либо игрушку, подходят к Звуковичкам и делают звуковой анализ слова. Новая игра дала большой скачок желания заниматься.
Анализ и обобщение результатов работы
Для определения результативности использования дидактического пособия «Звуковички» в течение сроков апробации была проведена диагностика формирования навыков, необходимых для усвоения основ грамоты, через наблюдение за воспитанниками в образовательной и совместной деятельности. Данные этих наблюдений были сведены в таблицу, помещенную в Приложении.
Анализ результатов проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно позволяет не только сформировать фонематический слух, навык фонематического анализа и синтеза, но и помогает развивать речевые навыки воспитанников.
В процессе использования дидактического пособия у дошкольников также развиваются остальные познавательные процессы: восприятие, воображение, мышление, память.
Выводы и рекомендации.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Сензитивным периодом для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности является возраст пятого года жизни. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводиться в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.
Дидактическое пособие «Звуковички» позволило реализовать поставленные цель и задачи. В результате у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты, сформировались навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений, расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи.
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП 5 – 6 и 6 - 7 ЛЕТ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Звукопроиз-ношение | Слоговая структура слова | Фонематический слух | Фонематический анализ и синтез | Грамматический строй речи | Словарь | Связная речь | ||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||
16 |
3 - сформирован навык 2 – навык в стадии формирования 1 – навык не сформирован
Приложение 2
Сводная диаграмма по результатам диагностики
обучающихся дошкольной группы 5 – 6 лет
за период 2016 – 2017 учебного года
На начало года: На конец года:
Не сформирован навык – 73% Не сформирован – 28%
На стадии формирования – 27% На стадии формирования – 50%
Сформирован – 0% Сформирован – 22%
Приложение 3.
Сводная диаграмма по результатам диагностики
обучающихся дошкольной группы 6 – 7 лет
за период 2016 – 2017 учебного года
На начало года: На конец года:
Не сформирован навык – 22% Не сформирован – 0%
На стадии формирования – 52% На стадии формирования – 13%
Сформирован – 26% Сформирован – 87%
Приложение 4
Совместная деятельность по ОО «Речевое развитие»
Тема: Знакомство со Звуковичками.
Педагог: Сегодня мы впервые окажемся на звуковой полянке. Что это за полянка, кто там живет? Сейчас узнаем. Закройте глаза и послушайте, как нас приветствуют обитатели полянки: звуки: ЖЖЖ, ЗЗЗ, РРР.
Дети закрывают глаза и прислушиваются.
Педагог: Как вы думаете, кто здесь живет? (Ответы детей)
Педагог: Разные звери и насекомые живут на обычной полянке, а на нашей волшебной звуковой полянке главные жители – Звуковички. Звуковички разносят звуки в воздухе, и мы их слышим. Каждый Звуковичок несет один какой-то звук. Звуковичок по имени О поет «ООО!» Спойте вместе с ним!
Дети пропевают звук «О».
Педагог: Как вы думаете, какую песенку поет Звуковичок по имени А? Спойте её.
Дети пропевают звук «А».
Педагог: Звуковичок по имени Т тарахтит: ТТТ. Попробуйте потарахтеть, как он.
Дети произносят звуки «ТТТТ».
Педагог: А теперь познакомимся со Звуковичками поближе.
Дети рассматривают Звуковичков.
Педагог (поясняет): Красный Звуковичок – это гласный звук, который поется. Синие и зелёные Звуковички – это согласные звуки. А сейчас Звуковички приглашают вас поиграть с ними.
С обучающимися проводится ряд игр. Примеры дидактических игр и упражнений приводится ниже.
Дидактическая игра «Услышишь — подними»
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Ход игры: педагог произносит ряд звуков, а ребёнок, услышав звук, поднимает нужного Звуковичка.
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
Цели: развитие фонематических представлений, внимания.
Ход игры: дети дают характеристику данному звуку: гласный /согласный, твердый / мягкий, звонкий / глухой. На столе перед детьми разложены предметные картинки. Детям нужно выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.
Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры: Перед детьми выставлена ранее изученная модель звука в виде Звуковичка (заданный звук). Логопед произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
Дидактическая игра «Найди свою картинку»
Цель: дифференцировать звуки в словах.
Ход игры: Логопед раскладывает перед детьми картинки. Детей делят на 2 команды. Одна группа подбирает картинки, например, на звук [ С], другая – на звук [З]. Затем каждая команда выставляет Звуковичка к выбранному ряду картинок. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки и слова с заданным звуком. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых звуков.
Дидактическая игра «Раздели слово»
Цели: развивать навыки фонематического анализа и синтеза, умение формировать умение делить слово на слоги.
Ход игры: дети выставляют модели звуков – Звуковичков в соответствии с заданным словом и делят его на слоги.
Дидактическая игра «Звукоедик»
Цели: развивать навыки фонематического анализа и синтеза, предпосылки логического мышления, языковое чутье.
Ход игры: Учитель – логопед говорит детям: «В сказочной стране живет один сказочный зверь, который любит лакомиться звуками. Давайте поиграем так: я буду Звукоедиком и съем все первые звуки в словах. А вы попробуйте догадаться, что я скажу: _аша _аня _ромко _лачет».
После нескольких примеров, предлагается любому ребенку быть Звукоедиком.
Дидактическая игра «Назови больше слов»
Цели: развитие умения называть слово на заданный звук, проводить звуковой анализ.
Ход игры: Учитель – логопед показывает Звуковичка и называет звук. Дети опираясь на условное обозначение Звуковичка, анализируют звук. Затем называют слова начинающиеся на заданный звук. Побеждает тот ребенок или та команда, кто придумает больше слов на данный звук.
Дидактическая игра «Найди картинку»
Цели: совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова, находить графическое изображение, в названии которого присутствует изучаемый звук.
Материал: Наглядным материалом могут быть любые предметные картинки: изображения предметов мебели, игрушек, овощей, фруктов и т.д.
Ход игры: Ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть отрабатываемый звук. Например, вы выложили перед ребенком изображения стола, стула, кровати, шкафа. После чего предлагаете ему найти звук С в названии предметов мебели.
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
Цель: совершенствовать умение определять локализацию звука в слове (в начале, середине и в конце).
Ход игры: Ребенку предлагается послушать слова и определить, где находится изучаемый звук. На первоначальных этапах обучения можно давать слова, в которых искомый звук расположен только в начале. Затем добавить слова с данным звуком в конце и, наконец, в середине. Примерные слова со звуком С: сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос. Если малыш без ошибок определяет три основные позиции, можно предложить слова, в которых есть изучаемый звук в разных положениях, например, пылесос.
Игра-сказка «Твердый – мягкий»
Цели: введение терминов «мягкие» и «твердые» согласные звуки, практическое знакомство со словоразличительными функциями «мягкий»-«твердый» согласный.
Ход игры: Учитель – логопед беседует с детьми:
- Сейчас хочу познакомить вас с двумя добрыми волшебниками Звуковичками – Тимом и Томом. Вслушайся в их имена: Тим Том. Первые звуки одинаковы?
- Назови первый звук в имени Тим –ТЬ, а первый звук в слове Том –Т.
- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том не похожи друг на друга. Давай вместе скажем: ТЬ и Т.
- Чем отличаются звуки друг от друга? ТЬ – мягкий, и сам Тим мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук.
- Назовите, что он любит?
- Брат Тима, Том, наоборот, очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных.
- Что любит Том?
- Как называются звуки, которые любит Том? (твердые)
- Как называются звуки, которые любит Тим? (мягкие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие по развитию речи
Цель: Обучать работе с признаками объектов и значением этих признаков, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями, развить умение исследовать и классифицировать объекты ...
Дидактическое пособие по развитию речи "Следователи"
Цель : Развивать речь. Обучать детей устанавливать причинно-следственную связь между двух объектов. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление....
Дидактическое пособие по развитию речи "Умные планшеты"
ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции....
Дидактическое пособие по развитию речи "Шифровщики"
Цель : Развивать речь. Обучать детей распознавать имена признаков и их значение. Рассказывать об объекте, используя значки признаков....
«ЛЭПБУК ОТКРЫВАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ» Дидактическое пособие по развитию речи в младшей группе
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Речь выступает сначала как средство общения,...
Дидактическое пособие по развитию речи "Будильник правильной речи"
Дидактическое пособие по развитию речи "Будильник правильной речи"...
Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.
Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...
- Мне нравится (2)