Консультация
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация по теме: «Как хорошо уметь писать!».
Подготовила: учитель – логопед Плотникова А.Г.
Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества. Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека исключительно велико. Различные области деятельности в большинстве своем тесно связаны с процессом письма.
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в обучении.
В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и отработка ряда приемов, а наличие стойких графических ошибок препятствует нормальному овладению письменной речью, возникает необходимость повышенного внимания к формированию навыка на самых ранних этапах и организации подготовки к его овладению в дошкольный период.
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно. Выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека, относящимся к учебной деятельности. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Успешность обучения чистописанию во многом определяется созданием гигиенических требований: правильного подбора мебели, удобства ее для письма, должного уровня освещенности рабочих мест. Продолжительность непрерывных графических упражнений у старших дошкольников не должна превышать – 5 минут. При большом объеме письменных работ у детей развивается утомление, которое выражается в возбуждении, проявляющемся двигательным беспокойством, частыми изменениями положения тела.
Это важно учитывать при планировании занятий, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ. При выполнении упражнений большого объема следует организовать краткий отдых детей (для корректировки позы), вводить упражнения для глаз, специальные подготовительные упражнения для пальцев рук, кисти, предплечья, 2-3 физкультминутки.
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
Основным показателем хорошего почерка, кроме его четкости, является плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Действительно. Ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. Отсюда следует, что для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления, чувство ритма.
Отмечается также, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость». Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, в частности сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль.
Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. Успешное решение этой задачи возможно только при использовании всего потенциала дошкольного образования и взаимодействия всех педагогов учреждения. Лишь их совместные усилия способны создать систему, гармонично воздействующую на личность ребенка и подготавливающую его к будущей деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью этой воздействующей системы.
Физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма, могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные занятия, досуги, праздники, самостоятельная двигательная деятельность).
Особую группу специальных упражнений составляют движения руки и ее наиболее важные для графической деятельности звеньев – кисти и пальцев: упражнения «для пальчиков», игры-потешки, игровые композиции из упражнений «для пальчиков», сюжетно объединенные маленькими рассказами. К речитативам известных подвижных игр подбираются движения рук, кисти и пальцев.
В целях оптимизации процесса подготовки дошкольников к овладению графикой письма можно рекомендовать следующие организационные мероприятия.
- Включение занятий физическими упражнениями в систему подготовки дошкольников к овладению графикой письма.
- Осуществление преемственности содержания физкультурных занятий и других видов образовательно-воспитательной деятельности детей в дошкольном учреждении, обеспечивающей развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости».
- Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, способствующей подготовке к овладению графикой письма.
- Соблюдение методических требований: регулярность занятий, хорошая подготовка мест для занятий, доброкачественный инвентарь, соблюдение техники безопасности и т.д.
- Включение в занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддерживания их интереса к двигательной деятельности.
- Использование музыки для улучшения эмоционального состояния детей.
- Обеспечение высокой плотности занятий делением группы на команды, использованием оборудования для выполнения групповых упражнений, применением поточного метода организации.
- Подбор уровня сложности упражнений с учетом индивидуальных показателей физического состояния детей.
- Дифференцирование нагрузки за счет распределения ролей в подвижных играх и эстафетах, изменения объема и интенсивности упражнений.
- Определение эффективности каждого упражнения по следующим показателям:
- интерес детей, их увлеченность при выполнении двигательных заданий;
- доступность для большинства детей;
- включение индивидуальной деятельности каждого ребенка в групповые (командные) игры и эстафеты;
- четкость оценки действий каждого ребенка и команды в целом.
Среди многих видов учебной деятельности будущего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в обучении.
В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и отработка ряда приемов, а наличие стойких графических ошибок препятствует нормальному овладению письменной речью, возникает необходимость повышенного внимания к формированию навыка на самых ранних этапах и организации подготовки к его овладению в дошкольный период.
Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения, поэтому во время занятий изобразительной деятельностью необходима работа над формированием графических навыков.
- Обучение ориентации на листе при помощи осей координат и вспомогательных линий.
- Развитие навыков владения линейной графикой:
- Прямые вертикальные параллельные линии, проведенные сверху-вниз и снизу-вверх.
- Прямые горизонтальные параллельные линии, проведенные слева-направо и справа-налево.
- Композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий.
- Наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломаные линии.
- Кривые дугообразные линии.
- Волнообразные линии.
- Петлеобразные и спиралевидные линии.
- Композиции с комбинированными линиями.
- Рисование изображений на основе геометрических фигур.
- Рисование концентрических овалов, кругов и окружностей со сдвинутым центром.
- Рисование геометрических фигур с использованием опорных точек.
- Рисование с использованием осей координат и прицельных сходящихся и расходящихся линий.
- Пиктографические композиции с разнообразными линиями. Символы и знаки.
- Композиции с элементами печатных и письменных букв. Начертание печатных букв в сочетании с линейно-графическими композициями.
- Формирование навыков работы с плоскостью, рельефом и объемом (бумагопластика и лепка).
- Развитие навыков работы с разными инструментами и графическими материалами.
- Развитие навыков работы в коллажных техниках для усиления образной выразительности композиций и отработки графических технических приемов.
Первые упражнения должны носить тестовый характер, на них необходимо выяснить насколько у ребенка сформированы графические навыки, что проявляется в трудностях технического порядка работы на листе заданного формата тем или иным материалом в определенной последовательности, на что в дальнейшем следует обратить внимание, составляя групповые и индивидуальные задания.
Темы занятий следует составлять в определенной ритмической последовательности, чтобы повторяясь, они расширяли сюжетный спектр и давали возможность детям связать разрозненные впечатления в единое целое представление о явлении или предмете.
Главным выразительным средством на занятиях необходимо использовать линию, наносимую на бумагу различными инструментами (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости от 2Т до 3М, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель – твердые материалы и беличьи или колонковые кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью – полутвердые или жидкие материалы). Работа с различными материалами не только позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда потребуются длительные статические нагрузки и четкие движения.
Знакомство ребенка с основными направлениями и способами проведения линий, с формообразованием в орнаментах и сюжетных композициях должна происходить в следующем порядке.
- Поэтапное освоение выразительных возможностей графических средств: точки «.», штриха «-», линии «__» и их трансформация в изобразительную, декоративную, шрифтовую композиции.
- В занятиях каждое направление отрабатывается отдельно, затем они суммируются и впоследствии входят в упражнения, которые развивают и закрепляют навыки рисовальных движений руки с различными инструментами и в работе с разными графическими материалами.
- Освоение способов линейного рисования, как и темы занятий, должны находиться в определенной последовательности: от простых к сложным движениям и к переключению с одного движения к другому, при создании сложных орнаментально-графических композиций, а также к передаче временных категорий в рисунках, сходных по стилистике с пиктографией и письмом. Работа над формой и содержанием композиций связана с образными представлениями и техническими графическими средствами.
На занятиях детей можно познакомить с литературным или музыкальным произведением. После объявления темы, педагогу надо показать элементы будущих графических образов на доске. Предложите ребенку прорисовать элемент в воздухе, затем отработать на доске и перенести на лист бумаги. Каждое занятие необходимо сопровождать пальчиковой гимнастикой и физминутками, связанными с художественными образами.
Использование методов арт-педагогики (педагогики, средствами обучения в которой является изобразительное искусство), целенаправленное развитие способностей к осмыслению взаимосвязи образного мышления с возможностями выразительных средств изобразительного искусства, в частности линейной графики и элементарного формообразования при подготовке детей к освоению грамоты, позволяет им в дальнейшем без особых проблем воспринимать условность словарно-буквенного обозначения и осваивать письмо печатным и письменным шрифтом и при этом затрачивать меньше физических сил и психической энергии, которые им так пригодятся во время школьного обучения.
Освоение способов линейного рисования, должны находиться в определенной последовательности: от простых к сложным движениям и к переключению с одного движения к другому, при создании сложных орнаментально-графических композиций, а также к передаче временных категорий в рисунках, сходных по стилистике с пиктографией и письмом.
Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль.
Не забывайте хвалить ребенка. Будьте терпеливы и добры к вашему малышу. И вы обязательно будете радоваться успехам во время обучения ребенка в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....