Консультация: Значение артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.
консультация по логопедии на тему

Черепинова

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Значение артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для выработки достаточных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика, которая занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.

 Человек с хорошо развитой речью легко вступает  в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток  на характер человека.

 Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному  обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие  движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата.

 Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня, спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. От их работы зависит качество звуков. Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных.  Таким образом, при произнесении различных звуков  каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение.

Проводить  артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут, сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.  Им доступно выполнение простейших артикуляционно - двигательных и мимических упражнений: «Качели», «Окошко», «Улыбочка», «Грибок», «Часики».

Вначале  детей учат выполнять статические упражнения, цель которых – разогреть мышцы артикуляционного аппарата для последующей работы. Основная трудность при выполнении статических упражнений – удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени, что требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов.

Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Почистим зубки», «Вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания взрослым, потом – перед зеркалом (зрительный контроль), потом зеркало убирают (кинестетический контроль). Взрослый обращает внимание на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).

В старшем  дошкольном возрасте детей знакомят с такими названиями, как небо, альвеолы, уздечка, им доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Гармошка», «Чашечка», «Лопатка», «Трубочка» и др. У детей формируется умение плавно и достаточно быстро переключать органы с одного уклада на другой.

На выработку правильной артикуляции определенного звука или группы звуков ориентирован определенный комплекс упражнений. Условно можно выделить пять комплексов  ( для свистящих звуков, для шипящих звуков, для звука -л- , для звука -р-, для звуков  -к, г-).

Существуют определенные требования и  правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • в  любом упражнении все движения осуществляются последовательно, с паузами перед  каждым движением (для контроля качества выполнения);
  • сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, потом зеркало убирается;
  • все упражнения выполняются осознано – описывается положение органов при выполнении;
  • каждому упражнению дается название;
  • если упражнение не получается, можно использовать механическую помощь;
  • при выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;
  • при выполнении упражнения ребенка приучают внимательно слушать инструкцию, точно ее исполнять.

Выполнение артикуляционной гимнастики способствует

- улучшению кровоснабжения и иннервации артикуляционных органов;

- улучшению подвижности губ, языка, нижней челюсти;

- укреплению мышечной системы языка, губ, щек;

- выработке навыка удержания артикуляционной позы;

- увеличению амплитуды движений органов артикуляции;

- уменьшению спастичности  артикуляционных мышц;

- подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

В настоящее время особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя. Сочетание сказочного сюжета и разнообразных артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать работу по формированию правильного звукопроизношения.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

В статье имеются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста....

Необходимость артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.

Необходимость артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.Четкое и правильное произношение различных звуков происходит благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе...

Консультация "Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста"

Консультация "Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста"...