"Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники"
методическая разработка по логопедии на тему
Семинар -практикум для педагогов,чтобы ребенок лучше запомнил или повторил стихотворение,потешку в работе использую метод мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_mnemotehnika.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»
(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Семинар-практикум
«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
(для педагогов)
Подготовила и провела: учитель-логопед
Копайгора. Е.Е.
г.Долгопрудный
2017г
Цель: познакомить педагогов с эффективным метом запоминания стихов, потешек.
Задачи:
1. познакомить воспитателей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;
2. вовлечь педагогов в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. Чтобы облегчить процесс заучивания стихотворений благополучно, мы предлагаем вам познакомиться с приёмом мнемотехники.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания. Попробуйте сами и увидите результат!
Приложение 1.
«Кармашки»
«Игрушки»
«Лето»
«Ромашки»
* | ||||||
|
|
|
|
|
| |
Ушки на макушке у кошки и у мышки, |
«Загадка (Почтовый ящик)»
«Загадка (Лук)»
«Про насекомых»
«Зимняя прогулка»
«Подарки Осени»
«Водичка, водичка»
«Штанишки для Мишки»
Таким образом, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
Регистрационный лист
Педагоги, присутствующие на семинаре-практикуме «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
№№ | ФИО педагога | Подпись |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Семинар-практикум для педагогов и родителей ...
Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...
Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицат...
Мастер-класс для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....
«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Же...
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с ...