Логопедические игры
статья по логопедии на тему

Смирнова Наталья Сергеевна

Дети с речевыми нарушениями неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к занятиям.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

Горький А. М.

В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В логопедической помощи нуждаются дети с различными видами речевой недостаточности: ФН, ФФН, ОНР, заикание. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.

Трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы социализации ребенка.

Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, помимо речевых дефектов, причинами которых зачастую являются незрелость определённых зон мозга либо их дисфункции, бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет их тяжесть. Все это ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций, снижение познавательной активности.

Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, совершенствованием всех психических функций. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительным процессом, требующим большого количества целенаправленных занятий и упражнений.

Дети с речевыми нарушениями неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к занятиям.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

Основная цель логопедических игр - формирование положительной мотивации при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Логопедические игры- это разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков.

В педагогике игры делятся на две подгруппы:

  1. Творческие игры(режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом,

театрализованные).

  1. Игры с правилами (дидактические и подвижные).

Любые игры, активизирующие речь, могут быть логопедическими.

В зависимости от коррекционной работы используются различные логопедические игры:

  • артикуляционные игры;
  • игры на развитие физиологического и речевого дыхания;
  • пальчиковые игры;
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры на развитие голоса;
  • игры на развитие слоговой структуры слова;
  • игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
  • игры на развитие связной речи.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ

Статические артикуляционные игры

Игра «Язычок-чашка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Мостик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.

Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»  

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.

Игра «Вверх и вниз»  

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.

Игра «Как вкусно»  

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10—15 раз.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Куколки поют»  

Цель игры: развить правильное речевое дыхание. Оборудование: рисунки с изображениями поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.

Игра «Трубочка»  

Цель игры: научить ребенка в течение длительного времени направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.  Ход игры. Взрослый должен попросить ребенка сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он должен вытянуть в трубочку, а язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Чтобы ребенку было интересно, можно попросить его подуть на занавеску, полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо. Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш делал плавно.

 Игра «Листья»  

 Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направленный выдох.    

  Оборудование: сухие листья и трубочка.

Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое соревнование, кто сильнее подует на лист.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Игра «Здравствуйте, ручки»  

Цель игры: развить мелкую моторику ребенка

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с самим собой: «Ручки встретились, давно не виделись, пусть они поздороваются». Рукопожатие с поочередной сменой рук и их положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.

 Игра «Покажи крокодила»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка,  

Оборудование: специального оборудования не требуется.  

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить крокодила, который широко открывает рот. Для этого ребенок должен собрать пальцы в щепотку, а  затем изобразить поочередное и одновременное открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Игра «Послушай и назови»

Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух.

Игра «Отгадай, на чем играют»  

Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА

Игра «Пароход»  

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.  

Игра «Вездеход»  

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.  

Игра «Поход в лес»  

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.  

Оборудование: специального оборудования не требуется.  

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

 Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Игра «Назови слоги»  

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.

 Игра «Ты услышал и сложил»

Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: горох или фасоль.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.

 Игра «Переставь слоги»

Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и образовывать новое слово, расширять словарный запас.  

Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них слоги так, чтобы получилось новое слово. Например, зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое  внимание, память, мышление.  

Игра «Живое — неживое» Цель игры: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Игра «Назови слова и посчитай их»

Цель игры: закрепить у ребенка понятие «слово», научить его отделять слова друг от друга и считать их по порядку в предложениях, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление. Оборудование: различные предметы: книга, машина, тетрадь, яблоко и т. д., заранее подготовленные предложения из двух — пяти слов.

Игра «Полосочки»

Цель игры: научить ребенка различать такие понятия как «слово» и «предложение», расширить словарный запас, развить память, внимание.  Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.  Ход игры. Играть лучше всего вдвоем с ребенком, однако по необходимости

Игра «Семья»

Цель игры: научить ребенка составлять предложения о членах семьи, опираясь на сюжетные картинки. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены члены семьи в разных ситуациях.

В коррекционной работе важными методологическими принципами являются: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход. Где главный метод - это вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильной речи.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем и обучаем (логопедические игры)

Грамотная , четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивае...

Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)

Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....

Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.

Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....

Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома.

Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома....

Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"

Оформление логопедического уголка, информация для родителей....