Логопедические игры
статья по логопедии на тему
Дети с речевыми нарушениями неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к занятиям.
При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_igry.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить»
Горький А. М.
В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В логопедической помощи нуждаются дети с различными видами речевой недостаточности: ФН, ФФН, ОНР, заикание. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.
Трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы социализации ребенка.
Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, помимо речевых дефектов, причинами которых зачастую являются незрелость определённых зон мозга либо их дисфункции, бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет их тяжесть. Все это ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций, снижение познавательной активности.
Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, совершенствованием всех психических функций. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительным процессом, требующим большого количества целенаправленных занятий и упражнений.
Дети с речевыми нарушениями неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к занятиям.
При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.
Основная цель логопедических игр - формирование положительной мотивации при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Логопедические игры- это разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков.
В педагогике игры делятся на две подгруппы:
- Творческие игры(режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом,
театрализованные).
- Игры с правилами (дидактические и подвижные).
Любые игры, активизирующие речь, могут быть логопедическими.
В зависимости от коррекционной работы используются различные логопедические игры:
- артикуляционные игры;
- игры на развитие физиологического и речевого дыхания;
- пальчиковые игры;
- игры на развитие фонематического слуха;
- игры на развитие голоса;
- игры на развитие слоговой структуры слова;
- игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
- игры на развитие связной речи.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ
Статические артикуляционные игры
Игра «Язычок-чашка»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Мостик»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.
Динамические артикуляционные игры
Игра «Часы»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.
Игра «Вверх и вниз»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.
Игра «Как вкусно»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10—15 раз.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Игра «Куколки поют»
Цель игры: развить правильное речевое дыхание. Оборудование: рисунки с изображениями поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.
Игра «Трубочка»
Цель игры: научить ребенка в течение длительного времени направлять воздушную струю посередине языка.
Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый должен попросить ребенка сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он должен вытянуть в трубочку, а язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Чтобы ребенку было интересно, можно попросить его подуть на занавеску, полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо. Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш делал плавно.
Игра «Листья»
Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направленный выдох.
Оборудование: сухие листья и трубочка.
Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое соревнование, кто сильнее подует на лист.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Игра «Здравствуйте, ручки»
Цель игры: развить мелкую моторику ребенка
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с самим собой: «Ручки встретились, давно не виделись, пусть они поздороваются». Рукопожатие с поочередной сменой рук и их положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.
Игра «Покажи крокодила»
Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить крокодила, который широко открывает рот. Для этого ребенок должен собрать пальцы в щепотку, а затем изобразить поочередное и одновременное открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игра «Послушай и назови»
Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух.
Игра «Отгадай, на чем играют»
Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА
Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.
Игра «Вездеход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Игра «Назови слоги»
Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.
Игра «Ты услышал и сложил»
Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание, совершенствовать мелкую моторику.
Оборудование: горох или фасоль.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.
Игра «Переставь слоги»
Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и образовывать новое слово, расширять словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них слоги так, чтобы получилось новое слово. Например, зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.
ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.
Игра «Живое — неживое» Цель игры: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Игра «Назови слова и посчитай их»
Цель игры: закрепить у ребенка понятие «слово», научить его отделять слова друг от друга и считать их по порядку в предложениях, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление. Оборудование: различные предметы: книга, машина, тетрадь, яблоко и т. д., заранее подготовленные предложения из двух — пяти слов.
Игра «Полосочки»
Цель игры: научить ребенка различать такие понятия как «слово» и «предложение», расширить словарный запас, развить память, внимание. Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов. Ход игры. Играть лучше всего вдвоем с ребенком, однако по необходимости
Игра «Семья»
Цель игры: научить ребенка составлять предложения о членах семьи, опираясь на сюжетные картинки. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены члены семьи в разных ситуациях.
В коррекционной работе важными методологическими принципами являются: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход. Где главный метод - это вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильной речи.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем и обучаем (логопедические игры)
Грамотная , четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивае...
Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)
Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....
Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.
Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....
Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома.
Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома....
Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"
Оформление логопедического уголка, информация для родителей....
Логопедический проект по развитию фонетического слуха у детей 6-7 лет на тему "Логопедические игры".
Логопедический проект....