наглядное моделирование
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Учитель – логопед Портнова Н.В.
Основная часть методов развития детской связной речи, в том числе и развитию навыков составления описательного рассказа базируется на специальных упражнениях, в которых используется образный материал. Такие методы достаточно эффективны, так как активируют мотивацию ребенка. Используя наглядно-образную память, дети легко запоминают предъявляемые изображения, произношения и смысл слов.
Таким образом, исходя из анализа различных методик можно сделать вывод, что в современной практике многие педагоги широко используют метод наглядного моделирования для развития навыков описательного рассказа.
Что же такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому, на занятиях в детском саду, где задействован только один вид памяти – вербальный, используются опорные схемы, которые помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- Во-первых, ребенок-дошкольник легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Разные авторы называют моделирование по-разному. В.П. Глухов называет это блоками-квадратами, Т.А. Ткаченко предметно схематическими моделями, Л.Н. Ефименкова просто схемой составления рассказа, В.К. Воробьева сенсорно-графические планы.
Использование метода наглядного моделирования при развитии навыков описательного рассказа облегчает детям процесс овладения содержанием, структурой описательных текстов, их связностью.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.
Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования
Обобщение опыта логопедической работы...
Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...
Метод наглядного наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем
Работа на логопункте, где коррекционно- образовательная деятельность введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка...
Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...