САМОМАССАЖ
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Михайлова Ольга Владимировна

САМОМАССАЖ  ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 4658444.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самомассаж

Слайд 2

Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствует умственному, речевому и физическому развитию детей. Массаж как лечебное средство известен уже в глубокой древности. Понятие «массаж» происходит от латинского слова « massa » - прилипающее к пальцам; греческого « masso » - сжимать руками; арабского « mass » или « masch » - нежно надавливать. Все эти термины в некоторой степени отражают сущность массажа. Массаж зародился на ранних этапах развития народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела.

Слайд 3

Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата . Цель логопедов – максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на нервные и речевые функциональные системы организма .

Слайд 4

Цели логопедического массажа Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры. Уменьшение проявлений парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.). Стимуляция проприоцептивных (ощущение положения в пространстве) ощущений. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Слайд 5

Виды массажа Дифференцированный укрепляющий либо расслабляющий массаж. Массаж биологически активных точек (БАТ). Массаж с применение специальных приспособлений (логопедических зондов, шпателя, вибромассажера и т.п.). Самомассаж.

Слайд 6

Противопоказания для проведения массажа Соматические или инфекционные заболевания в остром периоде. Коньюктивиты. Острые и хронические заболевания кожных покровов. Гингивиты. Стоматиты. Наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта. Наличие увеличенных лимфатических узлов. Резко выраженная пульсация сонных артерий.

Слайд 7

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым), страдающим речевой патологией. Цель логопедического самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в нормализации мышечного тонуса данных мышц.

Слайд 8

Положительные стороны самомассажа Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях ДОУ (после утренней гимнастики, дневного сна). Самомассаж может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.

Слайд 9

Условия проведения самомассажа Длительность одного сеанса для детей дошкольного возраста составляет 5-10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Приемы самомассажа могут варьировать в течение дня. Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт. Перед проведением самомассажа руки необходимо согреть (растереть друг о друга).

Слайд 10

Основные приемы самомассажа Поглаживание. Растирание. Вибрация и поколачивание.

Слайд 11

Самомассаж мышц головы и шеи «Я хороший» Расположите ладони обеих рук на голове, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре. Проведите ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. Повторить 4-6 раз.

Слайд 12

«Наденем шапочку» Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Слайд 13

Самомассаж мышц лица «Рисуем дорожки» Движения пальцев от середины лба к вискам. Повторить 4-6 раз.

Слайд 14

«Рисуем яблочки» Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

Слайд 15

«Рисуем елочки» Движение пальцев от середины лба к вискам по диагонали.

Слайд 16

«Пальцевой душ» Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Слайд 17

«Рисуем брови» Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Слайд 18

«Нарисуем усы» Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

Слайд 19

«Веселый клоун» Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем к скуловой кости.

Слайд 20

«Погладим подбородок» Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

Слайд 21

«Нарисуем три дорожки» Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

Слайд 22

«Нарисуем кружочки / Погреем щечки» Круговые движение кончиками пальцев по щекам. Растирающие круговые движения ладонями по щекам в разных направлениях.

Слайд 23

«Умыли личико» Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Слайд 24

Самомассаж мышц языка «Погладить язык губами» Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между губами, расслабить его. Постепенно убирать язык в полость рта. «Пошлепать язык губами». Положить язык на нижнюю губу и похлопать его губами, произносить : «Пя-пя-пя». Рекомендуется поэтапное выполнение: пошлепать губами кончик языка; пошлепать губами середину языка; пошлепать губами язык, продвигая его медленно вперед-назад. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как можно больше через зубы, расслабить язык. Постепенно убирать язык в полость рта.

Слайд 25

«Покусаем язык». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык зубами, произнося: «Та-та-та». Варианты: покусывать кончик языка; покусывать середину языка; покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. «Рисуем дорожки на языке». Прижать язык к верхним зубам и с силой высовывать его наружу, рисуя на языке дорожки верхними зубами. «Рисуем зигзаги на языке», начиная с кончика языка до середины и обратно. Движения языка от одного угла рта к другому. Повторить «Покусаем кончик языка» и «Пошлепаем язык губами».

Слайд 26

Самомассаж ушных раковин «Погреем ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и растереть их. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 с.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Литература 1.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 112с. 2.Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 20003. – 96с. 3.Крупенчук О.И., Воровьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96с. 4.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 – 224с. 5.Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВТК, 2009. – 123с. 6.Рогунова О.А. Самомассаж. Методические рекомендации. – Томск: ОГУ «РЦРО», 2004. – 26с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Японская методика пальцевого массажа и самомассажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...

Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

Самомассаж ушной раковины для дошкольников.

Самомассаж ушной раковины - один из наиболее доступных и эффективных видов массажа, которому  легко научить  даже дошкольников....

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...