Консультация "Развитие речи в летний период"
консультация по логопедии на тему
Игры и рекомендации для родителей от логопеда на летний период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_pro_leto.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдыхая – развивайтесь!
Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Поэтому прислушайтесь к рекомендациям:
- Делайте артикуляционную гимнастику
- Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
- Развивайте мелкую и общую моторику:
- Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
- Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
- Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
- Играйте с глиной, мокрым песком;
- Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
- Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
- Рисуйте на асфальте цветными мелками.
- Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:
- Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.
- Экскурсии в музеи, дворцы, парки...
- Посещение театра, цирка, дельфинария…
- Развивайте слоговую структуру слова. Подойдут такие игры как:
- Определение количества слогов в слове и их последовательности (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов. Составление слов из слогов, данных в разбивку (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро- во, ка-сум).
- Выделение гласных звуков (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д. Определение ударных гласных в словах.
- Выполняйте упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, гулял в саду; много это глаза – а один …; много это уши – а одно …; одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Игра «Подбери подходящее по смыслу слово»: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая … .
- Игра «Закончи предложение»: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- Игра «Назови детенышей животных»: Кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных: - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Неверно построить фразу, попросить ребенка найти ошибку: «В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт».
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
- Старайтесь развивать связную речь:
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д.
- Продолжайте вместе с детьми:
- Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
- Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
- Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…
- Отгадывайте загадки, учите стихи.
- В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)
- Игры на отдыхе
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:
«Что из чего?»
- Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…
(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)
«Пятерочка»
- Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)
Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.
(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)
«Пять действий»
- Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…
(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)
«Кто больше?»
- Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная
- Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Подбери словечко"
- В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);
Старый- (дом, пень, человек, ботинок);
Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);
Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.
«Вот, так магазины!»
- Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…
(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)
«Мир животных»
- Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела
Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…
(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …
Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)
«Цвет и ответ»
- Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель!
Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля.
(Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)
«Три части»
- Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!
Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.
(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)
Проведите максимально больше времени со своим ребенком,
ведь Он так этого ждет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию речи в летний период
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработан...
Консультация «Рекомендации логопеда по развитию речи в летний период. Отдыхая, развивайтесь!».
Чтобы лето не пропало даром, или того хуже не «вымыло» и не «засветило» пленку в голове ребенка, на которую в течение года так много записано информации, необходимо продолжать ...
Рекомендации родителям по развитию речи в летний период.
Лето – благоприятный период для развития речи ребенка. Лето – любимое время года многих детей. Вокруг много всего интересного: живого и неживого, двигающего, бегающего и летающего, яркого ...
Рекомендации для родителей по развитию речи на летний период для детей 3-6 лет
Предлагаю вам полезные игры, котрые можно предложить ребенку в летний период, чтобы провести время с пользой, поспособствовать дальнейшему познавательному и интеллектуальному развитию ребенка, а также...
Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи в летний период. Средняя группа
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать об этих проблемах. Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего разв...
Буклет "Развитие речи в летний период"
Лето – пора солнечный теплых деньков, отдых на природе, проведение многочасовых прогулок на свежем воздухе.Развивать речь можно где угодно, с минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого...
Консультация для педагогов ДОУ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД" ( с картотекой подвижных игр во время ЛОК).
Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель.Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей....