Проект "Шаг вперёд"
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме
Образовательный, социально-просветительный, краткосрочный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78 «Исток»
Проект «Шаг вперёд»
Составители:
Хроменкова С.Н., учитель-логопед
Ермакова Т.В., воспитатель
Паспорт проекта «Шаг вперед»
Тема: социализация детей посредством посещения музея и мини-музеев, сотрудничества со школой, музеем.
Проблема: дети не могут свободно посетить мини-музеи ДОУ, так же ограничены знания о музеях города.
Тип проекта: образовательный, социально-просветительский, краткосрочный.
Время реализации проекта: ноябрь 2016г.
Масштаб проекта: групповой
Участники проекта: дети подготовительной группы «Путешественники», родители, учитель-логопед, воспитатели группы, воспитатель группы «Катерок», учитель начальных классов СШ №21, экскурсовод музея «В мире сказки».
Этапы реализации: 3 этапа
Виды деятельности:
технологии: проблемное обучение, игровые, информационно-коммуникативные;
методы: словесные, практические, наглядные;
формы осуществления: экскурсии, беседы, игра-путешествия, эксперименты.
Социальные связи: сотрудничество с музеем «В мире сказки», с МБОУ СШ №21.
Предполагаемый результат:
- получение детьми начальных знаний о музеях, о мини-музеях, правилах поведения (теоретических и практических) в музеях и мини-музеях;
- расширение кругозора детей посредством помещения музея, мини-музеев, занятий и игр, проведенных по плану проекта;
- пополнение мини-музея «Хлеба» хлебобулочными изделиями, сделанными собственными руками;
- формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе;
- расширение кругозора детей в области пожарной безопасности;
- пополнение словарного запаса детей, развитие связной речи;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Пояснительная записка
Одним из направлений психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет является социально-коммуникативное развитие. Актуальность работы по этому направлению возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольного учреждения пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
В целях обеспечения культурного и образовательного пространства в рамках личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу, успешного функционирования и развития ДОУ, в детском саду «Исток» осуществляется взаимодействие с различными учреждениями города:
- МБУ ДО «Центр дополнительного образования» города Смоленска;
- СмолГУ;
- МБОУ «СШ №21»;
- МБОУ «СШ №39»;
- МБУК «Центр культуры»;
- Кукольным театром им. Д.Н.Светильникова;
- МБУ ДО «Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска»
- Детской центральной библиотекой им.А.В. Мишина;
- ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» Музей «В мире сказки».
Главными путями реализации задач являются занятия в рамках коррекционно-развивающей программы педагогов с использованием бесед, экскурсий, чтения художественной литературы, познавательных и развивающих игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми.
Одним из направлений по социализации личности ребенка стало взаимодействие со Смоленским музеем «В мире сказки», МБОУ «СШ № 21» и создание мини-музеев в ДОУ.
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность. Несмотря на развитие современных технологий, несмотря на все новые средства распространения информации, музеи остаются важными центрами культурной и образовательной жизни. Помимо собственно материальных ценностей, произведений искусства, свидетельств жизни других народов и эпох, это ещё и особая атмосфера, богатый опыт, способный оказать значительное влияние на формирование личности человека. Все замечают, что современный мир имеет необыкновенно быстрый темп жизни. И даже самые культурные и образованные родители не всегда имеют возможность посетить с ребенком музей или выставку. Отчасти решением таких сложностей является организованный педагогами ДОУ выход детей в музеи, на выставки, а так же приглашение гостей в детское учреждение.
Одной из форм приобретения знаний, погружение ребенка в новый информационно-экспериментальный мир – является посещение мини-музеев ДОУ. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Есть отличия в правилах поведения: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Назначение мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей.
Посещение музеев города и мини-музеев ДОУ – один из шагов, помогающий реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника.
Реализация данного проекта предполагает формирование организованности, дисциплинированности, коллективизма, развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, формирование основ экологичекской культуры и безопасного поведения в природе.
Миссия сотрудничества музея «В мире сказки», СШ №21 состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через создание условий, отвечающих его половозрастным, социокультурным, нравственным и индивидуальным особенностям.
Совместно с сотрудниками мини-музея, педагогами СШ №21, педагогами ДОУ обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, как в детском саду, так и на базе музея и школы.
Цель проекта: становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: бережного и уважительного – к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать представление о музеях и мини-музеях;
- Уточнить, систематизировать и углубить знания о правилах поведения в музеях, мини-музеях, на природе;
- Закреплять знания о сказках, их героях, костюмах;
- Расширять знания о свойствах воды, воздуха, по теме «появления хлеба на столе»;
- Расширять знания о труде взрослых, результатах труда его общественной значимости;
Развивающие:
- Формировать привычки соблюдения правил поведения;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать умение совметно действовать, договариваться, помогать друг другу;
- формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
- Развивать связную речь, пополнять словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, инициативность;
- Воспитывать умение слушать и слышать педагога;
Работа построена в 3 этапа:
1 этап. Организационный этап
Задачи:
1. анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. определение целей и форм взаимодействия с музеем, школой установление контактов с организациями, определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
2 этап. Реализация сотрудничества с МБОУ «СШ №21» и музеем «В мире сказки»
Задачи:
1. Составление договоров о сотрудничестве между детским садом и музеем «В мире сказки», детским садом и МБОУ «СШ № 21».
2. Разработка проекта и составление плана мероприятий.
План мероприятий проектной деятельности:
Временной период | Мероприятие | Цель | Ответственный |
1-я неделя ноября | Презентация «Музеи» | -ознакомление с понятием «музей», «экспонаты»; -ознакомление с правилами поведения в музеях; -ознакомление с музеями Смоленска | Учитель-логопед, воспитатель |
Посещение музея «В мире сказки» | - расширение кругозора детей; - практическое закрепление знаний о правила поведения в общественных местах; - развитие познавательного интереса у детей | Воспитатель, учитель-логопед | |
Тетрализованная постановка сказки «Теремок» | - закрепление полученных впечатлений от посещения музея; -развитие связной речи, грамматического строя речи; -развитие инициативности, уверенности в себе | Учитель-логопед | |
2-я неделя | НОД «Как выращивают хлеб» | - пополнение знаний по теме «откуда хлеб пришел?»; - расширение словаря специальными терминами; - воспитание уважительного отношения к окружающему; - развитие активной жизненной позициии, уважения к труду других людей | Воспитатель группы «Путешественники» |
Чтение пословиц, поговорок, чтение стихов о хлебе | - расширение словарного запаса; - развитие логического мышленя и познавательного интереса | Учитель-логопед | |
Родительское собрание совместно с детьми «Вот он хлебушек душистый» | - продолжать развивать привычку совместно заниматься, трудиться - продолжать учить оценивать результат своей работы; - изготовление экспонатов- хлебобулочных изделий из соленого теста; | Воспитатель группы «Путешественники» | |
3-я неделя | НОД «Игра-путешествие» в кабинете учителя-логопеда, где находится мини-музей «Воздух-невидимка» | -развивать умения замечать оформление помещений ДОУ; - расширение знаний о роли воздуха на Земле; - расширение словарного запаса; - совершенствование грамматического строя речи; - развитие связной речи | Учитель-логопед |
НОД «Без чего невозможно жить?» | - формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе; - расширение знаний о свойствах воздуха; об использовании силы воздуха в жизни, об источниках загрязнения воздуха; | Учитель начальных классов СШ №21 | |
Чтение сказки «Про серую тучку» Л.Ф. Прокофьевой | - расширение кругозора детей; - анализ полученных знаний; - расширение словаря; - развитие логического мышления и познавательного интереса | Учитель-логопед | |
4-я неделя | Экскурсия в мини-музей «Волшебница-вода» в гр. «Катерок» | - продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде (другим помещениям ДОУ), - дальнейшее закрепление правил поведения вне групповой комнаты, в музеях; - проведение эксперимента с водой; - расширение кругозора детей | Воспитатель группы «Катерок» |
НОД «Свойства воды» | - формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе; - расширение знаний о свойствах воды; об источниках загрязнения воды; | Учитель начальных классов СШ №21 | |
Чтение экологической сказки «Путешествие капельки воды» | - расширение кругозора детей; - расширение словаря; - развитие логического мышления и познавательного интереса | Учитель-логопед |
3. Заключительный этап
Подведение итогов социального партнерства.
Задачи этапа:
1. проведение анализа, мониторинга проделанной работы; 2. определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с музеем, школой ;
3. Защита проекта на итоговом педсовете.
Мониторинг социально-коммуникативного развития детей
В результате работы расширилось творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы, которое повлияло на социально-коммуникативное развитие детей.
Показатели:
- Сформированы представления о положительных и отрицательных поступках и их носителях.
- Сформировано осознание необходимости соблюдать правила
- Сформировано соответствующее отношение к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков.
- Развита уверенность в себе и в своих возможностях; развита активность, инициативность, самостоятельность.
- Сформированы доброжелательные и равноправные отношения к сверстникам.
Инструментарий:
Педагог оценивает ребенка, наблюдая за ним в процессе деятельности.
Критерии оценки:
3 балла – Поведение ребенка и его общение с окружающими устойчиво положительно направлено. Охотно вступает в общение. Ребенок хорошо ориентируется в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
2 балла – Поведение ребенка и его общение с окружающими положительно направлены. В общении стремится к согласованным действиям. Имеет представление культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослого. Понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь
1 балл – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, ситуативно. Испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Хотя имеет представление об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.
Результаты:
Высокий уровень – 20 – 24 баллов
Средний уровень - 12 – 19 баллов
Низкий уровень - 8 –11 баллов
Результаты мониторинга
Критерии | На начало проекта | На конец проекта | ||||
В | С | Н | В | С | Н | |
Формирование представлений о положительных и отрицательных поступках и их носителях | 41 | 47 | 12 | 62 | 38 | 0 |
Формирование осознания необходимости соблюдать правила | 31 | 50 | 19 | 41 | 53 | 6 |
Формирование соответствующего отношения к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков | 34 | 50 | 16 | 60 | 40 | 0 |
Развитие уверенности в себе и в своих возможностях; развита активность, инициативность, самостоятельность | 20 | 44 | 31 | 60 | 31 | 9 |
Формирование доброжелательного и равноправного отношения к сверстникам | 44 | 44 | 12 | 75 | 22 | 3 |
Формирование представления и отношение к себе; представление о наличии у него положительных моральных качеств | 38 | 53 | 9 | 56 | 44 | 0 |
Мониторинг показал данные социокультурных педагогических критериев на начало и конец реализации проекта. Положительная динамика показателей социально-коммуникативного развития детей подтвердила результативность проекта.
Литература:
- Алябьева Е.А. Сказки о предметах и свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
- Бингхэм Дж., Чандлер Ф., Кларк Ф. и др. Большая книга знаний / Пер. с англ. Ю.В. Блажко, В.В. Лисецкой, и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2013. – 208 с.
- Большая книга «Почему» / Перевод с итальянского О.А. Живаго. – ЗАО «РОСМЭН», 2014. – 238.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 . -64 с.
- Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, №6.
- Детская энциклопедия. 1001 ответ на вопросы обо всем на свете/ Ростов н/Д: Владис, 2014. – 304 с.
- И. А. Лыкова, Шипунова В. А. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - Москва Издательский дом «Цветной мир», 2013.
- Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия/Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Миронова Т.В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов: практическое пособие с использованием детского фольклора. – Волгоград: Учитель. – 42 с.
- Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские/Под ред. Н.В.Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
- Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
- Позвательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет. Практико-значимый проект «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь!» авт.-сост. Т.А.Похващева и др. – Волгогрд: Учитель, 2016. – 41с.
- Познание предметного мира: комплексные занятия. Подготовительная группа/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. 2014. – 142 с.
- Рыжова Н. А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду./ Москва: «Линка-Пресс», 2008 г
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. – М., 2010.
- Султанова Мария. Простые опыты с водой (для дошкольников). – М.: ООО «Хатбер-пресс», 2016.
- Султанова Мария. Простые опыты с воздухом (для дошкольников). М.: ООО «Хатбер-пресс», 2016.
- Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о воде и природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного балла "Вперёд, только вперёд!"
Вот и пришёл расставания час,Кружит по залу детсадовский вальс,Дом наш любимый, родной детский сад,В школу своих провожает ребят!...
Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол) на тему: " ВПЕРЁД И ТОЛЬКО ВПЕРЁД ".
laquo;Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание -это наша счастливая старость,плохое воспитание - это наше будущее горе,это наши слёзы, наша вина п...
ПЛАН- КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВПЕРЁД И ТОЛЬКО ВПЕРЁД!»
ПЛАН- КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ВПЕРЁД И ТОЛЬКО ВПЕРЁД!»...
ПЛАНА-КОНСПЕКТА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ « ВПЕРЁД И ТОЛЬКО ВПЕРЁД!»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ С УЧАСТИЕМ ИНСПЕКТОРА ГИБДД09 октября 2019 года в старшей группе № 1 "Родничок" проводилось родительское собрание с участием ВрИО инспектора по пропаганде МО МВД Р...
ПЛАНА-КОНСПЕКТА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ « ВПЕРЁД И ТОЛЬКО ВПЕРЁД!»
Форма проведения : круглый стол.Участники: воспитатели группы, родители детей, посещающие группу «Родничок» Цель:- ознакомление родителей с особенностями развития де...
Выпускной из детского сада "Время бежит всё вперёд и вперёд"
Выпускники, с помощью гостей, которых они ежегодно встречали у себя на праздниках в детском саду, собирают волшебные часы, с боем которых, наступает время поздравлений и прощания с детским садом...
Родительское собрание в старшей группе "« ВПЕРЁД И ТОЛЬКО ВПЕРЁД!»
Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми. Содействовать эмоциональному сближению всех участнико...