Мастер-класс для воспитателей "Речецветик"
методическая разработка по логопедии на тему

Хроменкова Светлана Николаевна

Мною была сделана подборка игр, направленных на речевое развитие детей каждой возрастной группы ДОУ. Усложненные игры были проиграны с педагогами. Мною так же была представлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс38.5 КБ
Microsoft Office document icon Игры на развитие речи 52.5 КБ
Office presentation icon Презентация103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

«РЕЧЕЦВЕТИК»

               Подготовила:

Учитель-логопед

Хроменкова С.Н.

Уважаемые коллеги!

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Одним из направлений нашей работы является развитие речи детей.

А поскольку основным видом деятельности в дошкольном возрасте является – игра.

Я сделала подборку игр, направленных на развитие речи, для каждой возрастной группы детей.  

Я предлагаю  сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, сегодня задания подобраны соответственно возрасту,  учитывая словарный запас взрослых людей.

Игра «Я знаю пять названий…» В такую игру мы можем предложить поиграть детям  уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке»  мы предлагаем детям 4-5 лет  (усложнение игры «Я знаю пять названий…»). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.

Давайте встанем по кругу, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы:

  • -Художественные произведения с участием богатырей;
  • - насекомые (отличительные признаки этого класса:  

- количество лапоножек – 3 пары – 6;

-тело состоит из трёх частей – головы, брюшко и грудь;

- наличие сенсорных органов чувств – антенн-усиков.

  • - певцы и певицы России. Усложнение: оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).

Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом». Взрослым описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:

  • - Часы, которые помогают проснуться;
  • - утренняя еда;
  • - большая ложка,  помощью которой наливают суп;
  • - Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума...(книга)
  • - Что на Западе прилагается к рождественскому подарку?(ЧЕК).
  • - Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки?           (УКРАШЕНИЯ).
  • - Повод получить все подарки на все случаи жизни за один день.    (СВАДЬБА).
  • - Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы?   (МУХУ).
  • - Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (ПЕТУШОК).
  • - Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы...никогда не дарят цветов (АФРИКА).
  • -Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
  • - Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
  • -Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)
  • -Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
  • -Знаменитый цирковой силач в прошлом, ныне - руководитель Центра реабилитации людей со спинномозговой травмой (Валентин Дикуль)
  • - Самый сильный человек России, ведущий шоу «Смех без правил» (Владимир Турчинский)
  • - Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин).
  • - Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
  • - Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
  • Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
  • Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
  • На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
  • На какой вопрос нельзя ответить «нет»? (Вы живы?).

Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы  логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант), рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.

Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?

                             …сладкий ли чай?

                             ….крепко ли завязана веревка?   И т.д.

А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций:

1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;

2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.

Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные), слова-признаки (прилагательные), слова-действия (глаголы).  Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.  

И я вам предлагаю, снова поделиться на две команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:

Одна команда – только существительными;

Вторая команда – только глаголами.

Спасибо вам, коллеги, за отзывчивость. Вы можете ознакомиться с подборками игр и проводить их в режимные моменты.



Предварительный просмотр:

Игры для развития речи детей 3-4 лет

«Разговор по телефону»

      Не всегда ребёнок легко идет на контакт. Тогда можно применить игровую ситуацию: предложить ребёнку поговорить с вами по телефону. Играющие подносят к уху трубки телефонов (можно предметы-заместители) и заводят диалог. Взрослый должен задавать вопросы, на которые малыш может ответить словами «да», «нет». Постепенно взрослый вводит более сложные вопросы.

«Что сначала, что потом»

 Познакомьте ребёнка с понятиями «сначала», «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Чем младше ребёнок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему:

«Сначала мы одеваемся, потом идем в сад»

Когда ребёнок будет осознавать смысл этих слов. Предложите ему продолжить фразы типа:

Сначала наливают, потом пьют.

Сначала человек ложится спать, потом встает.

Сначала самолёт взлетает, потом …

Сначала птичка откладывает яичко, потом…

Усложнение: можно «запутывать» ребенка, произносить неправильные фразы. В которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

Сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить.

Сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастает большой кот.

«Что будет, если…»

Вы задаете вопрос – ребёнок отвечает:

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадёт мячик? Палка? Полотенце? Котёнок? Камень? И так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Больше, чем…Меньше, чем…»

Взрослый ставит задачу:

«Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трёх), которое по размеру больше, чем я назвал».

Например, муравей – коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш – самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а ребёнок подбирает предмет, который меньше названного.

«Я знаю пять названий…»

Можно играть с одним ребёнком или группой детей. Все дети вместе со взрослым, в руках которого мяч, стоят по кругу. Взрослый бросает мяч ребёнку, а поймавший малыш должен перечислить пять названий фруктов, овощей, цветов, машин, птиц, животных и так далее, начиная словами: «Я знаю пять названий… (обобщающее слово)».  Следующий выбирает другое обобщающее слово и т.д.

«Что бывает…  Какое бывает…»

Игру начните словами:

«Мягким может быть хлеб, а ещё подушка. А еще мягким может быть….» и подождите, когда ребёнок придумает свой вариант (хотя бы один).

Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зелёным, желтым, резиновым, пластмассовым…»

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное? Квадратное? Твердое? Ароматное? Синее? ….

Игры для развития речи детей 4 – 5 лет

«Уменьшаем – увеличиваем»

Взрослый:

- Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты «сделай его маленьким».

Например, дом – домик, стол – столик, заяц – зайчик и так далее.

То же самое можно сделать «в обратную сторону» - взрослый называет слово с уменьшительным суффиксом, а ребёнок – без него.

Следить, чтобы ребёнок не называл детёнышей животных вместо правильного ответа (не зайчонок, а зайчик).

Эту же игру можно проводить с «увеличивающими» суффиксами:

Дом- домище, волк – волчище, муравей – муравьище…

«Назови одним словом»

Взрослый: «Я буду описывать что-то, а назови, то, о чём я рассказываю одним словом»:

- часы, которые помогают проснуться;

- утренняя еда;

- человек, который направляется в дальние страны;

- помещение, в котором живут люди (квартира);

- предмет, которым чистим зубы;

- животное, которое дает молоко;    

- предмет, которым мы взвешивает покупки       и так далее.

«Иностранец»

Взрослый говорит ребёнку, что к ним в гости пришёл иностранец, который не знает, что обозначают некоторые слова. Он предлагает малышу объяснить их гостю. Для этого взрослый берёт один предмет, например. Письмо, произносит его вслух, а ребёнок объясняет, что это такое.

«Кому что нужно»

Взрослый называет человека или животное, а ребёнок в ответ называет, какой предмет (или предметы – можно поставить условие – до трёх или до пяти предметов) ему понадобиться.

Парикмахер – ножницы, расчёска;

Почтальон – сумка;

Учитель – указка, мел, учебники,

Продавец, муравей, пчела, птицы.

Усложнение: не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен: ножницы, чтобы подстригать ….

«Часть – целое»

Предложите ребёнку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

Винт – вертолёт, самолет;

Колесо – автомобиль, а ещё…

Руль –

Парус –

Вагон –

Крыша –

Стрела –

Кнопка –

Страница –

Подлокотник –

Каблук –

Козырёк –

Карман –

Клавиатура –

Дверь –

Стержень –

Ветка –

Лепесток –

Шишка –

Семена –

Хвост –

Плавник –

Перо –

Панцирь –

Грива –

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребёнок называет одну или несколько частей:

Дом – крыша, дверь, …

Корабль - …

Велосипед - …

Троллейбус - …

Стол - …

Кресло - …

Книга –

Компьютер –

Часы –

Авторучка –

Чемодан –

Пальто –

Плита –

Чайник –

Удочка –

Гитара –

Дверь –

Забор –

Качели –

Колос –

Цветок –

Дерево –

Дверь –

Жук –

Бабочка –

Собака –

Яблоко –

Кочан капусты -

Игры для развития речи детей 5-6 лет

«Наоборот»

Игра на подбор антонимов.

Воспитатель говорит, что к нам пришёл в гости ослик, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала. И придумала игру, которую назвала «наоборот».

Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик тал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет в эту игру «Наоборот»:  кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову

Высоко – низко

Сладкий – горький

Пустой – полный    …..

Ещё при работе со словами антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко» -

А ты ответишь – «низко».

Скажу я слово «далеко»,

 А ты ответишь – «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты – «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи – «конец».

«Скажи по другому»

Есть слова, которые обозначают одно и то же. Давайте подбирать такие слова

слова:

печальный – грустный;

смелый – храбрый;

блестеть – сиять,

 сердиться – злиться;

враг – противник    …..

«Из чего – какой»

Игра на закрепление в речи ребёнка относительных прилагательных.

Рукавичка из меха – меховая

Сапоги из резины – резиновые

Ложка из серебра – серебряная   ……..

«Кто может совершать эти действия»

Игра направлена на активизацию глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Идёт – человек, животное, поезд, дождь…

Бежит – ручей, животное, человек, дорога….

Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт….

Плывет -   …………..

«Что неправильно?»

Игра помогает развивать причинно-следственные связи, уточнять правильное использование грамматических форм.

-  Ребята. Правильно я сказала:

Настя греет шубу.

Конфета купила Костю.

Халат надел маму.

Стол лежит на линейке.    И так далее.

«Как можно узнать…»

Развивая мышление – развиваем речь.

Задавайте детям вопросы типа:

Как можно узнать, холодно на улице или нет? (посмотреть на градусник)

Сварилась картошка или нет?  (потыкать вилкой или попробовать)

Высохла ли рубашка? (потрогать)

Сладкий ли чай?

Пишет фломастер или нет?

Крепко ли завязана ли веревка?

Есть ли вода в стакане?

Есть ли мячик в закрытой коробке?

Работает ли пылесос?

Одинаковой длины полосочки нарисованы?

Интересная ли книжка?

Мягкий ли хлеб?

Любит ли собачка кашу?.....

Игры для развития речи детей 6 - 7лет

«Чем похожи?»

Нахождение общего  между предметами, животными не такое лёгкое задание.

Чем похожи:

 Помидор и огурец;

Каска и лодка;

Ложка и нож;

Медведь и человек   …….

«Это правда или нет?»

Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Тёплая весна у нас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу ,

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» - пел соловей.

Можно предложить ребёнку придумать небылицу или путаницу, чтобы другие дети их распутали.

«Если я…»

Игра стимулирует развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает продолжить предложение:

  • Если я полью цветы…
  • Если я соберу свои игрушки….
  • Если я летом выйду в пальто….
  • Если я лугу спать в одежде….
  • Если я открою в ванной кран с горячей водой….

Усложнение: предлагается детям пофантазировать на такие темы, как:

  • Если бы я был волшебником, то….
  • Если бы я стал невидимым…
  • Если весна не наступит никогда….
  • Если бы я был деревом в нашем детском саду, то …..

«Дни недели»

В этом возрасте дети имеют понятие, что слова состоят из частей (слогов).

Взрослый отхлопывает день недели – ребёнок отгадывает, какой день недели взрослый загадал.

Варианты игры: можно выбрать любую тему и отхлопывать слова, относящиеся к ней. Это поможет уточнить тематический словарь на выбранную тему, развивать фонематический слух.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РЕЧЕЦВЕТИК

Слайд 2

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения). Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Слайд 3

Одним из направлений нашей работы является развитие речи детей. А поскольку основным видом деятельности в дошкольном возрасте является – игра, я сделала подборку игр, направленных на развитие речи, для каждой возрастной группы детей. Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них.

Слайд 4

Игры для детей 3-4 лет «Разговор по телефону» «Что сначала, что потом» «Что будет, если…» «Больше, чем…Меньше, чем…» «Я знаю пять названий…» «Что бывает… Какое бывает…»

Слайд 5

Игры для детей 4 – 5 лет «Уменьшаем – увеличиваем» «Назови одним словом» «Иностранец» «Кому что нужно» «Часть – целое»

Слайд 6

Игры для детей 5-6 лет «Наоборот» «Скажи по другому» «Из чего – какой» «Кто может совершать эти действия» «Что неправильно?» Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант), рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми. Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать , предложив игру «Как можно узнать…»

Слайд 7

Игры для детей 6 - 7лет «Чем похожи?» «Это правда или нет?» «Дни недели» «Если я…» (Развивая мышление – развиваем речь) Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные), слова-признаки (прилагательные), слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...