Консультация "Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук"
консультация по теме
Обобщенная информация на тему речевого развития детей 5 – 6-летнего возраста, будет полезна воспитателям, учителям-логопедам с целью которого является познакомить педагогов с характерными особенностями развития речи детей, отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми игр. Речь детей под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук»
Кан-оол А.К. учитель-логопед МБДОУ д\с «Мишутка» г. Ак-Довурак
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [4 с.11].
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь - в том числе при обучении иностранному языку детей, отпадут проблемы не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
Таким образом, при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, следует учитывать, что коррекция речевых нарушений тесно связана с развитием координированных, согласованных действий мелкой моторики. Следует также иметь в виду, что чем раньше начато коррекционное воздействие, тем успешнее будет преодолено речевое нарушение.
Исходя из выше написанного, были определены основные направления коррекционной работы речевых нарушений у детей ФФН по использованию игр и упражнений, развивающих мелкую моторику, которые были направлены на:
- развитие дифференцированных движений пальцев рук;
- нормализацию мышечного тонуса кистей;
- развитие умения сохранять положение пальцев рук в течении некоторого времени;
- переключение с одного движения на другое;
- постепенное усложнение точных, координированных движений;
- речевое развитие в процессе игр и упражнений.
В коррекционной работе предлагаются следующие игры и упражнения по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук у детей с ФФН.
«Звуковая дорожка» является универсальным материалом, который помогает ребёнку освоить основы грамоты, приобрести простейшие знания ( гласный или согласный звук), формирует сосредоточенность, усидчивость и внимание вырабатывая тем самым навык учебной деятельности.
Работа с этим материалом закрепляет пространственную ориентировку и способствует соединению двух сигнальных систем (речевой и двигательной). Ребёнок овладевает понятиями «звук». Ребёнок проживает его на тактильном чувстве, через мелкую моторику руки. Данный материал незаменим для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук, тренирует в произношении «трудных» звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми навыками рисования и письма, умение проводить различные линии; ориентироваться на листе бумаги. Развивается зрительное и слуховое восприятие; внимательность и творческое воображение.
Работа со звукотаблицей способствует автоматизацию, дифференциацию корректируемых звуков в словах (в разной позиции), словосочетаниях, предложениях; развитию грамматически правильной речи (словоизменение, словообразование, согласование существительных с прилагательными, числительными); лексического запаса; а также развитию пространственной ориентировки.
«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.
Для отработки движений рук и пальцев используются тренажеры как специально изготовленные, так и тренажеры фабричного изготовления, работа с которыми направлена на:
- отработку силы нажима пальцев;
- отработку действий двух пальцев;
- отработку действий трех пальцев;
- одновременную отработку действий всех пальцев;
- отработку действий двумя руками.
Применение массажных мячиков «Су-джок» способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); способствуют развитию тактильных ощущений, стимулируют нервные окончания.
Рисование спирали разноцветными мячиками. Развивает мелкую моторику и пространственно-двигательную координацию.
Самомассаж с помощью коврика
« Травка» не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, иннервацию рече-двигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.
Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без целенаправленной коррекционной работы с детьми ФФН по созданию речевой среды и формирования грамматически правильной речи.
Таким образом, необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуемые различные виды упражнений, направленны на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Список литературы
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. - 48с.
2. Ковалева А. Развитие речи и мелкой моторики рук // Дошкольное воспитание. – 2016. - №3. – С. 88-92.
2. Любомирская Э. Реализация основных концептуальных положений ФГОС ДО в практической работе по развитию речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. - №3. – С. 93-102.
3. Нищева Н.В., Гавринева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013.- 48с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32с.
5. Цырендоржиева Д.Ц. Пособия и материалы для постановки звуков у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2016. – С.46-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мир под рукой»: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей с речевыми нарушениями (из опыта работы)
виды работ по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи...
«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»
Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
Материал для родителей и воспитателей...
сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"
О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и дви...
Консультация для педагогов.«Взаимосвязь развития речи и развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей»
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений и действий обуславливает уровень физического и психического развития ребенка. Развитие речи не...
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
Задачи:Развитие хватанияРазвитие согласованных движений обеих рукРазвитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рукФормирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кно...