Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
К сожалению, в настоящее время у многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается выраженное отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем может помешать учебе. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребёнка и исправить их до начала его обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_volodkina_rekomendatsii_roditelyam_budushchih_pervoklasnikov.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Володькина Е.В., учитель-логопед ГБОУ «Школа № 842»
Грамотная, правильная речь является главным условием для успешного обучения ребенка в школе. Доказано, что чем лучше развита у дошкольника устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
К сожалению, в настоящее время у многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается выраженное отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем может помешать учебе. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребёнка и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения (к шести годам ребёнок должен четко произносить все звуки родного языка).
2. Состояние фонематических процессов.
Заключается в умении дошкольника подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулом), согласование (желтый мяч), употребление в речи предлогов (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса.
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 4000 слов, причём среди них представлены все части речи.
6. Состояние связной речи.
Старший дошкольник должен уметь отвечать полными предложениями на вопросы, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.
7. Развитие мелкой моторики.
Часто, обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности и проблемы. Для того, чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Лепка из пластилина замечательно воздействует на развитие мелкой моторики. Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.
8. Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).
9. Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
10. Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
11. Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
12. Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
13. Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
14. Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).
В группу риска попадают следующие учащиеся:
- Если ребенок левша.
- Если он – переученный правша.
- Если в семье говорят на двух и более языках.
- Если ребенок слишком рано пошел в школу.
- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
- Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).
- Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).
У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:
- Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).
- Пропуски букв, слогов.
- Недописывание, наращивание слов.
Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....
Выступление учителя-логопеда перед родителями будущих первоклассников
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние э...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Материал полезен для родителей будущих первоклассников....
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников....
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...
Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников»
Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников&raq...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.Перечислены требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским язык...