КТО В ЛЕСУ ЖИВЕТ?
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Проклова Наталья Александровна

Цель занятия: расширить и уточнить знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

·       Закрепить и расширить знания детей о диких животных: особенностях их внешнего вида, повадках, питании, жилищах, детенышах.

·       Познакомить с понятием СЛЕДОПЫТ.

·       Учить образовывать однокоренные слова суффиксальным способом.

·       Учить образовывать относительные прилагательные.

·       Учить образовывать существительные с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

·       Активный словарь.

Развивающие:

·       Развивать мышление – учить рассуждать, соотносить признаки.

·       Учить искать различные варианты решения поставленной задачи.

·       Обогащая словарный запас, давать новые знания, развивать память.

Воспитывающие:

·       Воспитывать бережное отношение к природе, лесу и его обитателям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_v_lesu_zhivet.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1комбинированного вида городского округа Власиха

Конспект тематического познавательно-речевого занятия

 в  старшей логопедической группе

на тему:

«Кто в лесу живет?»

Составила учитель-логопед

Проклова Наталья Александровна

Власиха 2017

Цель занятия: расширить и уточнить знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и расширить знания детей о диких животных: особенностях их внешнего вида, повадках, питании, жилищах, детенышах.
  • Познакомить с понятием СЛЕДОПЫТ.
  • Учить образовывать однокоренные слова суффиксальным способом.
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить образовывать существительные с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.
  • Активный словарь.

Развивающие:

  • Развивать мышление – учить рассуждать, соотносить признаки.
  • Учить искать различные варианты решения поставленной задачи.
  • Обогащая словарный запас, давать новые знания, развивать память.

Воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, лесу и его обитателям.

Подготовительный этап: подготовка выставки в группе с иллюстрациями и фигурками диких животных и их жилищ, создание мини-библиотеки по теме. Чтение стихов, сказок и рассказов по теме, отгадывание загадок.

Оборудование: фонограмма «Песенка про следы», кукла бибабо Маша, карточки с изображением следов животных, фотографии с дикими животными, дидактическая игра «Накорми животного», медали «Следопыт» по количеству детей.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам пришла гостья, которую вы все хорошо знаете. Послушайте песенку (Звучит песенка из мультфильма «Маша и медведь» «Песенка про следы»).

Чья это песенка? Правильно Маши.

(Вносится игрушка Маша).

Маша гуляла по лесу и увидела множество следов. Она их зарисовала и принесла вам, чтобы вы помогли разобраться, чьи это следы. Как вы думаете, кто может оставить в лесу след? (Ответы детей: медведь, лиса, заяц …)

Правильно, а еще кабан, рысь, лось, барсук, бобер. Все эти животные живут в лесу и называются … Как? Правильно лесные или по-другому дикие. Среди них есть хищники. Вы знаете кто это- хищники? Это звери, которые для пропитания ловят других зверей, охотятся на них. Как называются такие звери? А есть травоядные, это те, которые питаются различными частями растений: листьями, ветками, корой, плодами, корнями. Как они называются? Давайте же попробуем сегодня стать следопытами и разобраться в следах диких животных. Кто такой следопыт? Это человек, который умеет «читать», т.е. понимать  следы животных, понимает, чьи это следы, куда они ведут, как двигалось животное. Хотите стать следопытами? Тогда каждому из вас я раздаю по карточке со следами животного, вот здесь у меня на столе лежат фотографии разных животных. Внимательно рассмотрите свой след. Постарайтесь понять – какие ноги должны быть у животного оставившего его. Обратите внимание на размер, форму, когти и другие признаки, посмотрите, как расположены следы. Обратите внимание на то, что у некоторых животных на ногах копыта, а у других мягкие лапы, у хищных животных в лапах прячутся когти, а травоядным когти не нужны. Постарайтесь найти фотографию подходящего животного.

(Детям раздаются карточки со следами, сначала они их рассматривают, потом подходят вместе к столу и выбирают фото и садятся на место. Затем педагог подзывает каждого ребенка и спрашивает: кого он выбрал? Почему? Какие особенности есть у следа? Подходит ли он животному? Если нет - фото с животным остается на столе).

Ребята, вы смогли угадать некоторых животных, но были и ошибки. Давайте попробуем еще раз внимательно посмотреть на ноги зверей и подобрать правильный след.

(При повторном выполнении задания в процессе выбора педагог направляет детей, помогает им правильно найти животного. Затем повторно проводится беседа, но более коротко и узко по особенностям. В конце обязательно называется относительное прилагательное: «У меня рысий след»).

Давайте немного отдохнем и под веселую Машину песенку разомнемся и выполним несколько упражнений. (Песенка из мультфильма «Следы» из серии «Маша и медведь»).

Но как вы думаете, куда шли эти животные? Я думаю, они хотели попасть к себе домой, ведь там их наверняка ждут детки. Давайте вспомним, как называются жилища разных животных? Где живет медведь? (Педагог перечисляет всех животных, дети называют жилища. Если дети не знают ответ, педагог называет и рассказывает особенности проживания того или иного животного, просит повторить название). 

А теперь давайте вспомним, как называются все члены семьи животных. Кто такие члены семьи? Это мама, папа и детеныш. (Дети,  с помощью педагога называют семьи, при этом указываются характерные особенности внешнего вида – цвет и длинна шерсти, размер ушей, ног, хвоста и т.д. При  описании отдельных частей тела, педагог просит употреблять слова, относящиеся к детенышам, в уменьшительно-ласкательной форме).

Ребята, вы прекрасно знаете животных, живущих в наших лесах. Но мы еще не проверили, знаете ли вы, чем они питаются?  Наша Маша собрала на тарелочку различные угощения для животных. Я вам раздам вот такие прищепки с животными, вы должны будите подобрать им угощение. (Проводится дид. игра «Накорми животного», во время которой отрабатываются такие глаголы как: охотится, лакомится, питается, ест, выкапывает, собирает, запасает, ловит, срывает, грызет и т.д. Дети выходят к столу по очереди).

Ну вот, ребята, мы и разобрались с вами, кто же живет в наших лесах. Давайте еще раз назовем животных. Как называются звери-охотники? Как называются те, кто питается растениями?

Нашей Маше пора возвращаться домой. Давайте расскажем ей, какое задание вам понравилось больше всего? Какое было самым трудным? Что нового вы узнали? Как вы будите вести себя, когда пойдете в лес?

Вы прекрасно справились со всеми заданиями, теперь вы можете считать себя настоящими следопытами и получаете от Маши почетный значок следопыта (медаль).

Комментарии к занятию: занятие должно проводиться энергично, без затягиваний. Все задания могут предлагаться детям от лица куклы Маши. На слова, выделенные в тексте занятия педагог делает смысловой и голосовой акцент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»

Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...