Логопедическая работа по формированию процессов словообразования у детей с ЗПР
статья по логопедии по теме

Шевцова Ирина Кахрамановна

В статье раскрываются принципы работы с детьми ЗПР по формированию словобразования. Описываются  этапы и представлены игры по образзованию словобразования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию процессов словообразования у детей с ЗПР

Формирование словообразования у дошкольников с ЗПР осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В).

Эта работа подразумевает соблюдение следующих принципов:

  1. принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л.С. Выготскому
  2. онтогенетический принцип (последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе)
  3. комплексный и системный подход (в процессе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится и развитие у детей нарушенных высших психических функций);
  4. принцип дифференцированного подхода (предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей с ЗПР);
  5. принцип учета ведущей деятельности (в отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, вместе с тем, наряду с игровой, включаются и фрагменты учебной деятельности).

Необходимо развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  1. устойчивости произвольного внимания.
  2. восприятия (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений.
  3. анализирующего наблюдения (особенно языковых явлений).
  4. способности к запоминанию (с опорой на наглядность и графические схемы).
  5. способности к переключению.
  6. навыков и приёмов контроля и самоконтроля.
  7. познавательной активности:

- посредством усиления мотивации деятельности (введение элементов соревнования, игры; подчёркивание важности выполнения задания);

- посредством овладения приёмами умственной деятельности (классификацией, сравнением, обобщением, анализом и синтезом).

Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико – грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребёнка.

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяют достичь формирования определённых навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.

Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.

I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием денотатов на невербальном уровне.

II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:

  • образование прилагательных от существительных  по плану: образование притяжательных прилагательных, образование качественных прилагательных, образование относительных прилагательных;
  • образование возвратных глаголов;
  • образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-, вы-, при-, от-, у -, пере-).

Лингвистические упражнения являются наиболее эффективным средством формирования словаря, так как по мысли Леонтьева А.Н., каждая функция развивается в процессе своей реализации.

В этой главе содержатся методические рекомендации, описанные в работах  Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,  Волковой Г.А. и др., а также разработанные нами задания.

Дидактические игры и задания

  1. Образование  уменьшительно-ласкательных форм существительного по опорным словам с помощью картинок.

Материал – парные картинки.

Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос – носик; рот – ротик; называет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс –ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новы слова, например, таз-тазик; сад- садик; лоб – лобик; клюв – клювик; гвоздь – гвоздик; куст- кустик; карандаш – карандашик; хвост – хвостик; халат – халатик; лист – листик и т.д.

  1.  Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффикса -чик-.

Дидактический материал: парные картинки (шкаф – шкафчик; стул-стульчик; чемодан – чемоданчик; вагон-вагончик; диван – диванчик; суп – супчик; попугай – попугайчик; помидор – помидорчик; портфель – портфельчик).

Логопед просит ребенка назвать картинки.

  1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов –ц-; -иц-.

Дидактический материал – парные картинки (дерево – деревце, платье – платьице, окно – оконце; одеяло – одеяльце; кресло – креслице; зеркало – зеркальце)

Логопед называет большой предмет, а ребенок маленький.

  1. Игра «Назови предмет».

Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т.д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб – в хлебнице, конфеты – в конфетнице, сахар – в сахарнице и т.д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс –ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку –ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут сахар? Салат? Держат чай? И  т.д.

  1. Игра «Собери семью».

Дидактический материал – предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.

Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.

Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.

  1. Игра «Гости»

Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мячи, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т.д.

  1. Игра «Кто ты?»

Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик)».

  1. Игра «Угадай, кто хозяин».

Дидактический материал – картинки (например, сумка мамы, платок бабушки, хвост лисы, хо медведя и т.д.)

Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»

  1. Игра «Найди ошибки Незнайки»

Логопед  говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет сила дождь. Наступит холодная дождь осень. На опушку выскочил трус заяц. По лесу бродит голод волк. Сегодня чудесный мороз день. Мальчик вернулся с улицы весь грязь.»

  1. Игра «Деревья».

Дидактический материал – картинки (например, лист дуба – дубовый лист;  лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист  рябины; лист вишни и т.д.)

  1.  Лото «Назови предмет»

Дидактический материал – картинки и словосочетания (например, халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, крыша из соломы, кувшин из глины, ведро из железа и т.д.)

У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, например, стеклянный стакан, закрывает картинку фишкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работы по формированию навыков словообразования у детей с ЗПР

итоговая курсовая работа по теме специфики развития процессов словообразования у детей с ЗПР и этапы работы по формированию навыков словообразования у детей данной категории...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный комплект электронных презентаций предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений с целью использования в коррекционно-образовательном процессе по фо...

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются аспекты  работы  учителя – логопеда по формированию фразовой речи:  у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая ре...

Логопедическая работа по формированию успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения

В статье выделено три этапа формирования социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения: развитие восприятия на полисенсогной основе, расширение словаря (преодоление вербализма, сложностей в пр...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития

В данной работе представлена система работы по формированию процесса словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР. Разработана система игр и игровых упражнений....