Развитие у дошкольника всех компонентов речевой системы
консультация по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Практические советы педагогам по развитию у детей словарного запаса, грамматического строя, фонематического восприятия, связной речи, произносительных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vseh_komponentov_rechi.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическое развитие

  1. Словарь предметов:
  • (по классификации + обобщающие слова (мебель);
  • Части тела человека, животного, птицы;
  • Части предметов (дома, чайника, самолёта и т.д.);
  1. Словарь глаголов:      Игры: «Что делает?»

«Солнышко светит, греет, печёт, восходит, заходит, радует. А что делает…?

  1. Словарь наречий (быстро, высоко, далеко, долго) «Как плачет мальчик?» «Как летит самолёт?»
  2. «Словарь прилагательных: Игры: какая, какой? какое? (подбор большого количества      определений к одному объекту)
  3. Многозначные слова:  на первых порах используем помощь в виде конкретной подсказки «У кого или у каких предметов есть горлышко?»
  4. Притягательные местоимения  «Она наденет это платье, значит, чьё это платье?» (её).

Ответы должны звучать – мой, твой, его, её, наш, их.  Для этого подбираем соответствующую ситуацию, например, чудесный бассейн и в нём  плавают они, значит, чей он?

7.   Синонимы:

  • Врач, доктор, лекарь
  • Бабушка, пожилая женщина, старушка и т.д.
  • Дом, хатка, изба, здание

8.   Антонимы: игра «Упрямый ослик» (всё говорит наоборот)

Мокрый

Смеяться

Далеко

Чистый

Одеваться

Глубоко

Больной

Говорить

Грустный

Жара

Медленно

Красивый

Тишина

Высоко

Широкий   и т.д.

Формирование грамматического строя языка

Языковая общая компетенция

1.Повторить  предложение в точности за взрослым

  • Это могут быть короткие фразы с постепенным распространением
  •  Скороговорки:  сначала проговариваем в медленном темпе с перемещением логического ударения.

                 Солнышко                          сияло                          высоко                               в небе

             Ударяем на слово        

                                                                                           (перемещаем ударение)

2.Деформированная фраза (ребёнок исправляет)

В песочнице играют девочка

3.Конструирование  предложений из набора слов

Папа , машина, купить, сын

4.Существительное множественного числа в именительном и родительном падежах

Глаз-глаза            нет глаз

        Ухо-уши                       нет ушей и т.д.

5.Предложно-падежные формы существительных

Кладу шарик в коробку (под, за, перед, около, на). Откуда беру? Откуда выглядывает кошка, если она - за шкафом, под кроватью и т.д.?

6.   А)       Согласование  прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

синяя кастрюля             синие кастрюли

синий флажок

синее полотенце

      Б)        Подбор прилагательных, а к ним существительных соответствующего рода, ориентируясь  на окончание прилагательного

«Давай, отгадаем  хитрые загадки. Послушай».

  • Рыжая, хитрая – это котёнок или лиса?
  • Зелёный, спелый – это крыжовник или огурцы?
  • Серое, хмурое – это волк или небо?
  • Мокрое, махровое – это полотенце или простыня?
  • Красное, спелое – это яблоко или помидор?
  • Белая, пушистая – это кошка или котёнок?
  • Серый, голодный – это волк или мышка?      и т.д.

7. Образование сравнительной степени прилагательных:

  • Весной тепло, а летом ещё … (теплее)
  • Эта девочка умная, а та ещё …
  • Дом высокий, а пятиэтажный ещё…
  • Это печенье вкусное, а шоколадное ещё …
  • Сегодня небо ясное, а вчера было ещё …

8.Развитие  навыков словообразования:

а) детёныши животных

  • У пингвина – пингвинёнок
  • У льва – львёнок

(домашняя птица, домашние животные, дикая птица, дикие животные, животные жарких стран и морские животные)

б) Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме (и увеличительной)

  • Дом-домик
  • Зеркало
  • Рука – ручка - ручище
  • Стул
  • Гнездо

  • Дерево
  • Голова

9. Образование отличительных прилагательных

а) 

  • Стол из дерева
  • Платье из ситца
  • Ваза из стекла
  • Самолёт из пластмассы
  • Шарик из ваты
  • Мишка из плюша
  • Лягушка из бумаги
  • Накидка из кружева
  • Масло из подсолнечника

(задаём ребёнку как можно больше словосочетаний из окружающей действительности)

б) подбираем к прилагательному существительные

  •  Деревянная
  • Деревянный
  • Деревянное
  • Деревянные

10 .Образование притяжательных

Игра «Чей, чья, чьё?» 

  • У волка голова волчья, а у зайца …    (ребёнок договаривает)
  • У волка ухо волчье, а у зайца …
  • У волка хвост волчий, а у зайца…

Подбираем,  столбиками выписываем по окончаниям, перебирая всех животных и птиц, и отрабатываем с ребёнком. Хорошо сделать разрезные картинки в этих упражнениях, ребёнок собирает, проговаривая…(нельзя проговаривать за ребёнком ошибки, лучше 2-3 раза назвать правильно, акцентируя слабое место голосом, эмоционально приглашая ребёнка к повтору).  Необходимо, чтобы мама  во время занятия была в хорошем настроении (настрой тихой радости), поощряла ребёнка, не жалела похвалы за правильные ответы

11.Образование приставочных глаголов.

  1. Человек по дороге (идёт)

 __//__ к дому (подходит)

            __//__ в дом (входит)

__//__ из дома (выходит)

__//__ через дорогу (переходит)

__//__ вокруг ямы (обходит)

б)    Лягушка прыгнула, подпрыгнула, отпрыгнула, перепрыгнула, запрыгнула;

в)    Рыбка плыла, подплыла, заплыла, отплыла, переплыла, уплыла;

г)    Змея ползла, заползла, выползла, переползла, подползла;

д)    Мальчик бежал…;  

е)    Птица летела…;

ё)    Зайчик скакал и т.д.; обыгрываем различные ситуации, манипулируем предметами      

12.  Образование родственных слов

 Слово «снег». Выполни задания:

Назови ласково – «снежок»

Назови много – «снега»

Заносы из снега – «снежные»

Девочка из снега – «снегурочка»

Зимой падает с неба – « снежинка»

Птица появляется с первыми снегами – «снегирь»

        Послушай : снег, снега, снежок, снежные, снежинка, снегирь, снегурочка. Все эти слова родственные, потому что образовались от слова – СНЕГ!

        Давай теперь найдём слова, похожие на слово:

  •   Мороз  
  •  Море  
  • Медведь
  • Шипы
  •   Часы
  • Малина
  • Вода

13.  Понимание различных грамматических конструкций

а)       Покажи, где изображена на картинке мамина дочка?

          Где дочка мамы?

    Где дочкина мама?

    Где дочка? Где мама?

б)       Мишу ударил Саша. Как зовут драчуна?

          За мышкой бежит кошка. Кто впереди?

          На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал?

          Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошёл в кино?

в)       Договори слово, предложение, текст

  • Сегодня дует сильный (ветер)
  • В реке плещутся…
  • Наберу полную корзину…
  • Глубокое, солёное, голубое…
  • Осторожно, злая, сторожевая…
  • Сяду на санки и полечу с…

г)         Можно ли зимой купаться в реке? Почему?

            Можно ли мяч поставить на мяч? Почему?

            Саша меньше Серёжи, но больше Коли. Кто из мальчиков самый большой? Кто самый маленький? Кто средний?

             Оля выше Кати, а Катя выше Наташи. Кто самый высокий из девочек? Кто самый низкий?

14. Согласование существительных с числительными

  1. Сосчитаем все предметы и игрушки. Считать надо так: один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев. Скажи, сколько всего мы посчитали стульев? Ответ: мы насчитали пять стульев
  •   Шар
  • Собака
  •   Дерево
  • Котята  
  • Кукла
  • Ведро
  • Воробьи
  • Пуговица

б) Усложняем:

  • Зелёный огурец
  • Полосатый котёнок
  • Тёплая куртка
  • Пуховая рукавица
  • Вязаный свитер
  • Грибной пирог

15. Согласуем  несколько  частей речи в разных падежах

Это два полосатых котёнка

Кого ты увидел? (двух полосатых котят)

За кем побежим? (за двумя полосатыми котятами)

Кому дадим молоко? (двум полосатым котятам)

О ком будем заботиться? (о двух полосатых котятах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по развитию всех компонентов речевой системы от 1 года до 7 лет.

Текст каждой памятки краток, понятен и содержит несколько игр, формирующих отдельный компонент речи, а все вместе памятки обеспечивают принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений....

Игры и упражнения, направленные на развитие компонентов речевой системы.

Различные игры, направленные на развитие моторики, дыхания и речи....

Картотека дидактических игр и упражнений «Весёлый улей» на развитие всех компонентов речевой деятельности звуки (Ш-Ж)

Представляем Вашему вниманию картотеку "Весёлый улей". Представленные игры направлены на развитие всех компонентов речевой системы....

Развитие компонентов речевой системы детей посредством развития мелкой моторики рук

Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующ...