Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии на тему
Упражнения для языка и губ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_dlya_formirovaniya_pravilnogo_zvukoproiznosheniya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лопаточка
Цель: Выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии
- рот открыт; губы в улыбке;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10;
- следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу, боковые края языка должны касаться углов рта.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать
Накажу непослушный язык
- Положить язык на нижнюю губу и произнести: «пя-пя-пя». Как будто верхней губой слегка пошлёпать непослушный язык.
На губу язык клади,
«Пя-пя-пя» произноси,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Ты под счёт её держи…
До пяти, до десяти
Чищу зубы
Цель: Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами
- рот приоткрыт, губы в улыбке;
- почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону;
- почистить ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны;
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи… и внутри…
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
Язык-силач
Цель: Отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
- рот приоткрыт, губы в улыбке;
- опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам;
- упирать язык в зубы
Язычок у нас силач –
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых.
Чтобы смог он полежать,
Мышцы будем расслаблять.
Качели
Цель: Выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа; развивать подвижность и гибкость кончика языка.
- рот открыт, губы в улыбке;
- движения языка:
- широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
- широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
- широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
- широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
- широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
- широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем до мягкого нёба.
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Горка
Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.
- рот широко открыт (челюсть опускается ниже);
- широкий кончик языка упирается в нижние резцы;
- плотно прижимать боковые края к верхним коренным зубам
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.
Чашечка
Цель: Выработать умение делать язык широким, поднимать боковые края и кончик языка, удерживая форму чашечки.
- рот открыт, губы в улыбке;
- язык-лопатку положить на нижнюю губу;
- поднять боковые края и кончик языка, а среднюю часть спинки языка опустить, прогибая книзу
Язык широкий положи,
Его края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.
Вкусное варенье
Цель: Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.
- рот открыт, губы в улыбке;
- широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба;
- следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.
- рот приоткрыт, губы в улыбке;
- медленно пощёлкать языком;
- щёлкнуть языком и присосать (приклеить) его к нёбу; из языка получилась шляпка гриба;
- открывать рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку гриба); получилась ножка гриба из подъязычной уздечки
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка –
Шляпка на макушке,
Звукознайкин в лес пошёл,
И большой грибок нашёл.
Вот и нет волнушки
На лесной опушке.
Гармошка
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка.
- рот приоткрыт, губы в улыбке;
- медленно щёлкнуть языком и присосать его к нёбу;
- не опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки)
К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
Иголочка
Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.
- рот открыть, язык высунут далеко вперёд;
- напрягать мышцы языка и делать его узким;
- удержать иголочку, считая от одного до пяти
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
Змейка
Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность.
- рот широко открыт, язык сильно высунут вперёд;
- узкий язык максимально высовывать вперёд и убирать вглубь рта;
- следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не заворачивался вверх
Язык в змейку превращается.
Упражнение начинается.
Вот вперёд стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка:
То бросается вперёд,
То скорей назад ползёт.
Вновь движенья повторяются,
Игра в змейку продолжается.
Индюшата
Цель: выработать подъём языка и подвижность его передней части.
- рот приоткрыт;
- положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад;
- медленно поглаживать губу, стараясь не отрывать язык от губы;
- быстрее поглаживать губу языком, добавляя голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл
Рот чуть-чуть приоткрываю,
Язычок приподнимаю.
На губу положу,
По губе им повожу.
Потом голос подключу:
Бл-бл-бл – заболбочу.
Ковшик
Цель: выработать умение поднимать кончик языка и приподнимать боковые края языка для образования небольшого углубления в спинке языка.
- рот приоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе;
- кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось небольшое углубление спинки языка;
- занести ковшик в рот, приподнимая кончик языка к бугорочкам;
- боковые края языка не прижимать к верхним коренным зубам;
Язык широкий положи,
Его в ковшик преврати,
Ковшик на губе держи,
Осторожно в рот вноси.
Кончик кверху подними.
Слегка спинку опусти.
Бока не стоит прижимать,
Корень надо приподнять.
Лошадка
Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.
- рот открыт, губы в улыбке;
- широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать;
- медленно пощёлкать языком;
- следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива.
Цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый Бок.
Цок-цок-цок-цок.
Маляр
Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность.
- рот открыт, губы в улыбке;
- поднять язык к бугорочкам;
- широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд;
- следить, чтобы язык не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад –
Наш маляр работе рад!
Дятел
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым
- рот открыт, губы в улыбке;
- постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук [д];
- удары делать медленно;
- следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась
Я по дереву стучу – д-д-д
Червячка добыть хочу – д-д-д
Хоть и скрылся под корой – д-д-д,
Всё равно он будет мой – д-д-д
Сказка о весёлом язычке
Жил-был весёлый язычок в своём домике. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). /Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы./
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать (упр. «Лопатка»). Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как часики (упр. «Часики»): вправо-влево. Покачался-покачался и в домик спрятался. Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как мальчик на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (упр. «Качели»). И он так же покачался.
Посмотрел язычок, а перед ним расположилась змейка, и он решил передразнить её: то бросается вперёд, то скорей назад ползёт. Язык змейкой извивается, змейка всюду побывала, а теперь она устала (упр. «Змейка»).
Отдохнул язычок и снова отправился на прогулку. Увидел он горку и не смог удержаться – прокатился по ней (упр. «Горка»).
Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются.
Любопытный язычок заглянул в окошко и увидел там … Мальчик ел варенье и весь испачкался. Сейчас у него и руки липкие, и губы. Вот он и облизывается (упр. «Вкусное варенье»).
Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму и остаток оближу.
После сладкого решил язычок попить чай, вот только чашечки у него не было. Поискал-поискал и сам сделал чашечку (упр. «Чашечка»).
В это время мальчик доел варенье и ушёл. Загрустил язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! (упр. «Маляр»). Стал он ему помогать. Хорошо потрудился язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит язычок и слышится ему красивая мелодия. Весело стало язычку, проснулся он, сделал трубочку и стал дуть в неё (упр. «Трубочка»). Шёл-шёл язычок и увидел, что у мальчика оторвалась пуговица. Решил язычок помочь мальчику.
Я в иголку превращаюсь, напрягаюсь и сужаюсь.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну. (упр. «Иголочка»)
Весёлый язычок продолжал свою прогулку и увидел лошадку; вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
Ну и лошадка! Шёрстка гладка,
Чисто умыта с головы до копыта.
Травки поела – и снова за дело. (упр. «Лошадка»)
Вот какая сказка про путешествия весёлого язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...