Приемы формирования грамматического строя речи детей
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_grammaticheski_pravilnoy_rechi.pptx | 285.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под грамматической стороной речи понимают грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Что подразумевается под грамматически правильной речью?
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. .
Подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев); К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы. Развитие речи дошкольников
К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого. К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
Почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.); Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением; Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций; У детей с речевыми нарушениями:
Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста; С трудом усваиваются и названия признаков предметов, так как окончания имен прилагательных в русском языке чаще бывают безударными. Особую сложность для детей представляет усвоение служебных слов, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми .
Составление грамматических форм слов с помощью игровых приемов: Задание 1: а) научить детей составлять предложения из четырех слов по модели: винительный падеж единственного числа+дательный падеж единственного числа: Кому папа читает книгу? – Вове, девочке Оле Кому мама дает конфету? – дочке, девочке Кому Вова дает сахар? - собаке, Жучке Кому мальчик несет очки? – бабушке, дедушке Кому мама гладит платье? – девочке, Оле, Тане б ) Составление предложений по картинкам: Девочка дает сено козе. Мальчик несет маме цветы.
Задание 2. Научить давать качественную оценку действий, используя вопросы: кто это? что он (она) делает? к ак он (она) это делает?: Таня танцует как? – Хорошо Витя танцует как? – Плохо Нина поет как? – Громко Оля поет как? – Тихо Задание 3. Научить детей отвечать на вопрос у кого? ( с предлогом у) Предметное лото. З агадки о животных (у кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые ногти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?
Задание 4. Предложить выполнить поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет: Поставь игрушки в шкаф. Скажи куда ты их поставил. Положи кубики в ящик. Скажи, куда ты их положил. Задание 5. Предложить сравнить пары сюжетных картинок и составить по ним предложения: Кошка сидит под стулом – кошка сидит на стуле. Мяч лежит под столом – мяч лежит на столе. Собака лежит под крыльцом – собака лежит на крыльце. Птичка сидит под кустом – птичка сидит на кусте. Белка сидит под елкой – белка сидит на елке.
Задание 6. По сюжетным картинкам выучить следующие выражения: е дет, катается на + предложный падеж единственного числа (машине, самолете, осле, коне, велосипеде …) катается на + предложный падеж множественного числа (лыжах, санках, коньках, качелях) и грает в + винительный падеж ( мяч, куклы, прятки, кубики…) Задание 7. Н аучить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1 лица единственного числа: Катя спит – Я сплю. Таня читает – Я читаю. Катя бежит – Я бегу. Толя рисует – Я рисую
дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ ; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....
Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины. Обозначены пути формировани...
Формирование грамматического строя речи детей с ОНР с помощью наглядных моделей частей речи.
В этой статье предложены разработанные мною модели частей речи, при разработке использовались знакомые детям геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы) разного цвета,...
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по развитию речи....
Опыт работы : Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Опыт работы....
ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...