Приемы формирования грамматического строя речи детей
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_grammaticheski_pravilnoy_rechi.pptx | 285.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под грамматической стороной речи понимают грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Что подразумевается под грамматически правильной речью?
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. .
Подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев); К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы. Развитие речи дошкольников
К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого. К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
Почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.); Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением; Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций; У детей с речевыми нарушениями:
Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста; С трудом усваиваются и названия признаков предметов, так как окончания имен прилагательных в русском языке чаще бывают безударными. Особую сложность для детей представляет усвоение служебных слов, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми .
Составление грамматических форм слов с помощью игровых приемов: Задание 1: а) научить детей составлять предложения из четырех слов по модели: винительный падеж единственного числа+дательный падеж единственного числа: Кому папа читает книгу? – Вове, девочке Оле Кому мама дает конфету? – дочке, девочке Кому Вова дает сахар? - собаке, Жучке Кому мальчик несет очки? – бабушке, дедушке Кому мама гладит платье? – девочке, Оле, Тане б ) Составление предложений по картинкам: Девочка дает сено козе. Мальчик несет маме цветы.
Задание 2. Научить давать качественную оценку действий, используя вопросы: кто это? что он (она) делает? к ак он (она) это делает?: Таня танцует как? – Хорошо Витя танцует как? – Плохо Нина поет как? – Громко Оля поет как? – Тихо Задание 3. Научить детей отвечать на вопрос у кого? ( с предлогом у) Предметное лото. З агадки о животных (у кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые ногти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?
Задание 4. Предложить выполнить поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет: Поставь игрушки в шкаф. Скажи куда ты их поставил. Положи кубики в ящик. Скажи, куда ты их положил. Задание 5. Предложить сравнить пары сюжетных картинок и составить по ним предложения: Кошка сидит под стулом – кошка сидит на стуле. Мяч лежит под столом – мяч лежит на столе. Собака лежит под крыльцом – собака лежит на крыльце. Птичка сидит под кустом – птичка сидит на кусте. Белка сидит под елкой – белка сидит на елке.
Задание 6. По сюжетным картинкам выучить следующие выражения: е дет, катается на + предложный падеж единственного числа (машине, самолете, осле, коне, велосипеде …) катается на + предложный падеж множественного числа (лыжах, санках, коньках, качелях) и грает в + винительный падеж ( мяч, куклы, прятки, кубики…) Задание 7. Н аучить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1 лица единственного числа: Катя спит – Я сплю. Таня читает – Я читаю. Катя бежит – Я бегу. Толя рисует – Я рисую
дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ ; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....
Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины. Обозначены пути формировани...
Формирование грамматического строя речи детей с ОНР с помощью наглядных моделей частей речи.
В этой статье предложены разработанные мною модели частей речи, при разработке использовались знакомые детям геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы) разного цвета,...
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по развитию речи....
ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...
Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...