Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация «РАЗВИТИЕ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА  И  ВОСПРИЯТИЯ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

                                                     ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

                                                                   УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД

                                                                   МБДОУ ДС  №39 «ЗОЛУШКА»

                                                                   МОХОВА  И. А.

   Фонематический слух- способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е.  слух, обеспечивающий  восприятие фонем данного языка.

    Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия  имеют большое значение  для усвоения  правильного звукопроизношения  и для дальнейшего успешного обучения в школе. Они подводят ребенка к полному анализу и синтезу состава слова, необходимому при обучении грамоте. Точное слуховое восприятие звука стимулирует  правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию.

    Работа по развитию слухового восприятия проводится в следующей последовательности:

  1. Знакомство с изолированным  звуком,  связанным с конкретным образом.
  2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
  3. Узнавание звука в слове.
  4. Определение места звука в слове (в начале, в конце,  в середине).
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию, или по артикуляции(свистящие и шипящие, звонкие и глухие…)
  6. Придумывание слов на определенный звук.

      Фонематическое восприятие лежит в основе процесса обучения грамоте. Для овладения базовыми понятиями («звук», «слог», «предложение»), умений дифференцировать характеристики звуков, определения преград у воздушной струи необходима  сформированность надлежащего  уровня образного мышления. С целью активизации  процесса усвоения  умений и навыков  необходимо задействовать как можно больше анализаторов. При формировании фонематического восприятия  в логопедической практике  широко используется  сочетание методик Г.А.Каше и Д.Б.Эльконина. На этапе  знакомства с фонетической системой  языка классики коррекционной педагогики рекомендуют использование графических схем, моделей, фишек для обозначения звуков, слогов. Для развития восприятия  как один из вариантов можно использовать музыкальные инструменты. Материал по их использованию представлен в ж. «Логопед» №5-2011 в статье  «Детские музыкальные инструменты как средство развития слухового восприятия дошкольников».

     В решении данной задачи используется как традиционные так и нетрадиционные методики. Одним из таких примеров может служить опыт работы, представленный в ж. «Логопед» № 6-2008 в статье «Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей». В материале описывается работа с использованием кубиков, ориентированных на дифференциальные признаки фонем, их отличие – в символах и деталях, расположенных на гранях кубика.

     В ж. «Логопед» №4-2007 в статье «Воспитание фонетико- фонематического восприятия» представлен опыт педагога г. Екатеринбург на примере природосообразного решения  развития и коррекции фонетико- фонематического восприятия. Она берет за основу опыт  М.М.Кольцовой : необходимо создавать условия для полисенсорного восприятия и коммуникаций,  учитывать онтогениетические закономерности становления речи, проводить обучающие игры  в структуре семантического поля на основе  познавательной событийной темы и подавать материал в соответствии с пережитым, освоенным и доступным.

     В ж. «Логопед» №2-2009 представлен материал  учителя- логопеда  г.Москва с учетом нейропсихологических аспектов на уровне формирования неречевого звукоразличения. Это игровой материал с использованием шумящих коробочек, наполненных разным материалом для распознавания звуков.

       По традиционной методике развитие фонематических процессов проходит с самых ранних этапов и в игровой формес использованием тгр и упражнений. Развитие фонематического восприятия  у детей  идет по этапам:

1 этап – УЗНАВАНИЕ  И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

2 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА.

3 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВКОВОМУ СОСТАВУ.

4 этап – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

5 этап -  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ.

6 этап – ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

    Подробное описание каждого этапа  с элементами речевого материала представлено в  книге  Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии.».Для решения этой задачи можно использовать различный материал , представленный в литературе.

Материал, используемый для работы над проблемой.

  1. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения  для развития речи».
  2. Г.А.Тумакова «Звучащее слово».
  3. Колесникова «Развитие фонематического слуха, звуко- буквенного анализа и синтеза».
  4. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с ФФН».
  5. В.Селиверстов «Речевые игры с дошкольниками».
  6. М.Полякова «Самоучитель по логопедии».
  7. М.Г.Генинг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи».
  8. «Основы логопедии» п/р Волосовец
  9. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
  10. Максаков, Тумакова «Учите, играя».
  11. И. Лопухина «Логопедия :550 занимательных игр и упражнений».
  12. Ж. «Логопед»№5-2011 «Детские инструменты как средство развития слухового восприятия у дошкольников».
  13. Ж. «Логопед»№6-2008 «Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей».
  14. Ж. «Логопед» №4-2007 «Воспитание фонетико- фонематического восприятия».
  15. Ж. «Логопед»№2-2009 «Игровые приемы на развитие фонематического восприятия у дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГБОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический с...

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический сл...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....