Играем,слушаем,говорим!
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование правильного звукопроизношения
Уточнение произношения звуков по подражанию. Развитие речевого слуха.
«Гав-гав»
«Гав! Гав!» - На заре.
«Гай! Гав!» - На дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь?.. Иго-го»
«Гав! Гав!» - На заре.
«Гав! Гав!» - Во дворе.
И сказал теленок: «My!»
Почему сказал он «Му!»
«Му!» сказал он потому,
Что мешают спать ему.
«Гав! Гав!» - На заре.
«Гав! Гав!» - На дворе.
И сказал цыпленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А сороки зарядили: «Разбудили! Разбудили!»
А козленок: «Me!» да «Ме!»
«Подремать не дали мне!»
«Гав! Гав!» - На заре.
«Гав! Гав!» - На дворе.
И сказал Гусак,
И сказал вот так.
Он сказал: «Вы знаете, Вы так сильно лаете,
Вы так страшшшно лаете,
Что просто всем мешшшшшаете!»
А щенок все: «Гав!» да «Гав!»
У него Веселый прав,
И веселый этот нрав
Называется «Гав-Гав!»
Можно сопровождать чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц или игрушек.
Развитие согласованных движений рук со словами
Для решения данной задачи подходит любая потешка, пестушка или стихотворение.
Разучиваем с ребенком слова сразу с показом движений, даже если ребенок поначалу не будет успевать выполнять вместе со взрослым. Так мы формируем у малыша темпо-ритмическую сторону речи, и учим оречевлять свои действия.
«Сорока-белобока»
Сорока белобока кашку варила,
Детушек кормила.
Этому каши дала – дрова рубил,
Этому каши дала – печку топил,
Этому каши дала – воду носил,
Этому каши дала – кашу варил,
А этому каши не дала –
Дров не рубил, печку не топил,
Воду не носил, кашу не варил.
Снег
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег.
И на ёлке – снег, снег.
И под ёлкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь –
Тише, тише – не шуметь.
Далеко
Далеко, далеко, на лугу пасутся ко….
Кони – нет, не кони!
Далеко, далеко, на лугу пасутся ко….
Козы – нет, не козы!
Далеко, далеко, на лугу пасутся ко….
Коровы! Правильно, коровы!
Пейте дети молоко –
Будете здоровы!
Словарь. Быстрое увеличение словарного запаса. Ребенок знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам.
Появляется более точное произношение слов и уже все окружающие начинают понимать его речь. Дети могут пропускать в слове отдельные слоги («клой» — открой, «сото»— высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик»— стаканчик) и т. п.
Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок пользуется как однословными предложениями («Мосьно» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умывацая» — Мама будет умываться). Дети могут допускать ошибки в роде существительных («Куда папа посола» — Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек — Вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; и т. д.
Звукопроизношение. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п' б, б', м, м'), губно-зубные (ф, ф', в, в'), переднеязычные (т, т', д, д', н, н', с', л'), заднеязычные (к, к,', г, г', х, х'). Свистящие звуки (с, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, р', л) он обычно или пропускает, или заменяет (с- с', ф'; з-с' в; ц-т'; ш-с', т'; ж-с', д'; ч-т'; щ-т'; р-л'; р'-л'; л-л').
Основная задача взрослого — проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата и развивать слуховое внимание.
Основная работа проводится по обогащению и активизации словаря и введению новых слов в предложения из 3-4 слов. (Кошка пьет молоко и мяукает. Мама купила вкусную конфету). Звукопроизношение при этом не имеет решающего значения. Ребенок имеет право произносить в данном возрасте те звуки, которые были перечислены ранее. Главное – это появление фразы хотя бы на бытовом уровне. (Я хочу кушать кашу. Я буду пить чай).
Для улучшения речи у детей двух-трех лет, необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения.
С этой целью используют специальные игры и упражнения. Особенно большое значение имеет развитие слухового внимания, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи.
Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков и уточнения их произношения в различных звукоподражаниях. Сначала берут более простые звукоподражания с открытыми слогами типа: му-му, ку-ку, потом с закрытыми слогами: ав-ав, бум-бум, топ-топ, а затем со слогами разной структуры и с различными сочетаниями звуков: чик-чирик, трень-брень, дили-дон и т. п.
Развитие слухового внимания
Воспитание у детей слуховое внимание, различение речевых и неречевых звуков.
Сначала ребенка знакомят со звучанием 2-3 музыкальных инструментов (игрушек), демонстрируя их внешний вид, звучание и сообщая ребенку название (например, Это бубен, это колокольчик, это погремушка). Затем звуки по очереди издаются за ширмой или за шторкой, вне зрения ребенка. Малыш должен угадать, что звучит.
Если Вы используете компьютерный вариант данной игры, то после знакомства со звучанием инструментов или звукоподражаний (голоса птиц, зверей и т.д.) можно закрыть экран компьютера или отвернуть его от ребенка.
Развитие речевого дыхания
Добиваться от детей длительного ротового выдоха.
Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»
Игра проводится на даче, на воздухе. Предлагаем ребенку сорвать отцветший одуванчик и по очереди подуть на цветок.
Ребенок дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно за 3—4 раза.
Развитие длительного выдоха можно вырабатывать при помощи выдувания мыльных пузырей, игре на дудочке или при использовании свистульки.
Развитие голоса
Выработка умения пользоваться разной силой голоса.
Рассказ «Кто как кричит?»
Взрослый начинает рассказывать, сопровождая свою речь, показом соответствующих фигурок:
«Утром, рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи») В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел». Показываем игрушки. «Как кошка мяукает?» Затем в гости приходит котенок, птица, птенчика, а ребенок подражает их голосам.
Нужно следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая толос в доступных для него пределах.