Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)
консультация по логопедии на тему

Ангилова Елена Николаевна

Учитывая, что кроме непосредственного воздействия на речевую деятельность, коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности, предлагаю ряд рекомендаций «Речь неотделима от других сторон жизни».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulirovanie_rechi_negovoryashchih_detey.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)

                                  .

Учитывая, что кроме непосредственного воздействия на речевую деятельность, коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности, мы предлагаем ряд рекомендаций «Речь неотделима от других сторон жизни».

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

«Пусковой момент»

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: "Скажи - часы, скажи - ложка". "Скажи, скажи, скажи…" - без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он  не использует его в реальной ситуации, во взаимодействия с окружающими людьми. Известно, что подражание - непременное условие овладения речью, но, чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо  назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают - он капризничает, выражает свое недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, все интенсивнее прибегает к жестам.

Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать  меньше. Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравятся ему.

 

ДИАЛОГИ

Основной “пусковой” момент появления речи - общение.

Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый хочет понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге  - взрослый.

Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни  "спровоцировало" ребенка на  высказывание, на  ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не  настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка - всего лишь отдельные  разрозненные слова, они дают ему  возможность общаться речевыми средствами  и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа - понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время о несформированности механизма порождения речи.

Развитию диалога помогают инсценировки стихов, специально подобранные вопросы, обращенные к ребенку, обучение «командам», игра в кукольный театр.

 

Инсценировки стихов

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Если ребенок не может дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А вы обязательно сопровождайте  чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.

Для инсценировок хорошо использовать следующие тексты:

-            Кто живёт под потолком?

-            Гном.

-            У него есть борода?

-            Да.

-            И манишка, и жилет?

-            Нет.

-            Как встаёт он по утрам?

-            Сам.

-            Кто с ним бегает вдоль крыш?

-            Мышь.

-            Кто с ним утром кофе пьёт?

-            Кот.

-            И давно он там живёт?

-            Год.

-            Ну, а как его зовут?

-            Скрут.

-            Он капризничает? Да?

-            Ни-ког-да!

(Саша Чёрный "Скрут")

 

-            Кисонька-мурысонька,

Где была?

-            На мельнице.

-            Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

-            Муку молола.

-            Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

-            Прянички.

-            Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

- Одна!

-            Не ешь одна!

Не ешь одна!

(Из русского фольклора)

 

ЛИС И МЫШОНОК

-               Мышоночек, Мышоночек, отчего у тебя нос грязный?

-               Землю копал.

-               Для чего землю копал?

-               Норку делал.

-               Для чего норку делал?

-               От тебя, Лис, прятался.

-               Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

-               А у меня в норке спаленка.

-               Кушать захочешь - вылезешь!

-               А у меня в норке кладовочка.

-               Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю.

-              А я от тебя в отнорочек – и был таков!

(В. Бианки)

 

-              Который час?

-              Двенадцать бьёт.

-              Кто вам сказал?

-               Знакомый кот.

-               А мышка где?

-               В своём гнезде.

-               Чем занята?

-               Штанишки шьёт.

-               Кому?

-               Супругу своему.

-              А кто её супруг?

-              Барон Кукарекук.

(Франц. нар. пес., пер. Н. Гернет, С. Гиппиус)

 

Вопросы

Продумайте серию вопросов - ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.

Их хорошо использовать во время режимных моментов,  на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа - "да-нет". Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях: дома, на прогулке и т.п. Например, Хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину?

Вторая серия вопросов  - усложненный вариант игры “да - нет”. Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия не соответствуют смыслу вопроса. Например: “Ты сидишь? - ребенок идет; Ты не  играешь? - ребенок   играет. Эти вопросы активизирует речемыслительные процессы, так как ставят ребенка перед необходимостью  проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о  людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно  наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках-лото, фотографиях, картинках, слайдах и т.д.);  объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п).

Четвертая  серия -  вопрос: Что делает? Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит,  едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) - основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным  и неодушевленным предметам. Например: Что делает кукла? Что делает мама? Что делает собака? Что делает машина? Что делает самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появления в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.

Команды

Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей  на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации возникали чаще естественным образом.

Просьба "Дай", как правило, обусловлена желанием получить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функционально необходимым (ложка, чашка и т.п..); новым и  неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы различного бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон, и т.д.) также могут вызывать интерес.

 

Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать  интонации, отдельные звуки, слова.

Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.

Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты, какой хочешь чай: холодный или теплый? Что тебе дать: печенье или конфетку?

"Кормление зверей". Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака - косточки, мишка - мед и т.п.; предложите ему накормить игрушечных животных.

Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.

 

ИМИТАЦИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух слогов.

Мы советуем:

Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква; произносите  междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох. Ребенок начнет заражаться  обстановкой взаимодействия, повторять вслед за вами. Желательно  создать  игровую ситуацию. Например, пожалуйтесь, что вам холодно: бррр;; укладывайте игрушки спать - бай-бай; кормите кукол - ням-ням; играйте в прятки - ку-ку, с водой - кап-кап; в поездку на машине или на поезде - би-би, ту-ту; говорите по телефону алё, динь; предложите поскакать на лошадке но-но; походить как мишка - топ-топ. Хорошо, если ребенок будет вместе с вами договаривать потешки: Гуси-гуси: -  Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да!. Можно рассказывать сказку "Курочка Ряба", при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку - ко-ко-ко; за мышку - пи-пи-пи, изображает, как упало яичко: бах, как плачут баба и дед: ой-ой-ой. С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Успенского "Трое из Простоквашино" (когда почтальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихотворение Д. Хармса "Весёлый старичок", в нем много звукоподражаний типа  (хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль ох! Ох!).

 

СТИХИ

Заучивание стихов стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм; пытаясь изобразить его содержание, проговаривает  всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.

Выучите сами стихи, которые вы хотите разучить с ребенком и повторяйте их на прогулке, в транспорте, в очереди и т.д.

 

ЧТЕНИЕ

Попробуйте учить ребенка читать. Наши наблюдения показали, что обучение чтению почти никогда не вызывают негативистических реакций. Скорей всего это связано с тем,  что обучение чтению не ставит ребенка в ситуацию, когда от него ждут, чтобы он говорил. Предлагаемые ниже задания могут выполнять даже трехлетние дети. Единственное требование к ребенку - умение играть в картинно-предметное лото.  В процессе обучения дети не просто учатся читать, они пытаются произносить те слова и слоги, которые им предлагаются для чтения. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для развития речи.

Начинать надо с обучения глобальному чтению. Ребенок должен  узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Для начала напишите два-три коротких слова-названия предметов на картонных карточках размером с треть тетрадного листка (слова должны быть хорошо знакомы ребенку). Например, ДОМ, МЯЧ, ХЛЕБ. Слова следует писать крупными печатными буквами, лучше зеленым или черным фломастером. На обратной стороне карточек простым карандашом изображаются аналогичные предметы. Рисунки могут быть схематичными. В дальнейшем, когда ребенок научится узнавать слова, можно будет картинку стереть. Ребенку сообщается, что написано на карточках, а затем  просят: “Дай ДОМ, дай ХЛЕБ и т.д.”. Если ребенок не справляется с этим заданием, можно разрешить ему перевернуть карточку и посмотреть на картинку-подсказку. Со временем он научится находить нужные карточки без подсказки,  ориентируясь только на буквы. Количество слов-карточек увеличивается, слова "удлиняются", вводятся слова, обозначающие действия, т.е. глаголы.

Раннее обучение чтению не только стимулирует появление речи, но и улучшает внимание, облегчает произнесение слов, приучает к более четкому проговариванию их. Для обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями нами подготовлен учебный комплект «Занимательный букварь. Рабочие тетради» (2001).

 

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос “Кто там пришел?” он вместо дядя отвечает дя, на вопрос “Что тут растет?” вместо дерево говорит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются карточки с заведомо знакомыми ребенку изображениями. Например, из картинно-предметного или тематического лото  хорошо использовать карточки, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Речь неотделима от других сторон жизни!

Формирование речи обеспечивается  развитием следующих универсальных способностей: языковой; символической; подражательной; двигательной; способности к воображению и т. д.

Особое место занимает ритмическая способность.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры. Ребенок конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

Мы советуем:

  • Чаще включайте музыку в детской комнате, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным. Музыка может сопровождать любые занятия ребенка.
  • Учите ребенка воспроизводить мелодию (хлопками, отстукиванием, пением).
  • Поощряйте движения  под музыку.
  • Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

 

ВЫБОР ИГРУШЕК

Игрушки - не пустяки. Они - орудие развития ребенка. Игрушки имеют существенное значение. Это не просто дорогостоящие ломкие "штучки". С помощью первых ярких и звучащих игрушек малыша можно не только успокоить, развеселить, но и поднять его активность. Куклы и мягкие игрушки оставляют приятные впечатления, их хорошо использовать в качестве героев домашнего театра. Решите, есть ли необходимость  в нескольких десятках однообразных зверушек.

Мы советуем:

  • Не покупайте первые попавшиеся игрушки. Избыток игрушек рассеивает внимание! Можно завалить ребенка игрушками, но он больше извлечет пользы из одной, даваемой за раз.
  • Постарайтесь, чтобы у ребенка  были такие игрушки, которые доставляют ему удовольствие и веселье и, кроме того, содержат познавательные элементы.  Без таких игрушек развитие ребенка будет неполным. Для того, чтобы организовать игры с развивающими игрушками, взрослые должны в какой-то степени экспериментировать. На первых порах взрослый определяет, что ребенку интересно, а что пока кажется не очень привлекательным. Любая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями малыша. Важно добиться сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует помощи или обучения взрослого, значит, возможности ребенка значительно шире того занятия, которое вы ему предлагаете. Нет ничего плохого в том, если ребенок поиграет в игру, которая ему легка и приятна, но для развития нужны игры, которые требуют умственного и волевого усилия, дарят  радость открытия и преодоления. Обучающие игрушки следует менять, как только ребенок утрачивает к ним интерес.
  • Недостаточно наблюдать за игрой ребенка и хвалить его. Будьте активным участником игры.
  • Чаще используйте настольные игры. Они развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшает память, способствуют расширению словарного запаса, формированию мыслительных процессов.
  • Приобретите: картинно-предметное лото; парные картинки (умение подбирать одинаковые картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы, готовят к узнаванию и запоминанию букв); домино, игры с передвижением фишек по схеме (дают представление о количестве); головоломки.
  • Поощряйте игры с водой, песком, юлой, мыльными пузырями. Они улучшают настроение, уменьшают нервное напряжение. Во время игр с водой можно познакомить с понятиями: глубоко-мелко.

 

Учимся играть

Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры. Играя, люди не преследует каких-то конкретных практических целей. Цель игры - доставить удовольствие ее участникам. В игре формируется символическая деятельность: кубик может стать машиной, карандаш - ложкой. Такое превращение готовит к восприятию более сложных символических обозначений, в том числе и письменной речи.

От уровня развития игровой деятельности значительной степени зависит уровень мышления, воображения, речи.

От простого действия с игрушками надо переходить к дидактическим (обучающим) играм и сюжетно-ролевым. Для ролевых игр могут понадобиться игрушечные наборы "Маленький доктор", "Маленький парикмахер", "Посуда", "Кукольный дом". Во время игры ребенок учится  планировать и регулировать свои действия. В сюжетно-ролевых играх формируется выразительность речи, они способствуют проявлению творческих задатков, помогают раскрепоститься.  Эти игры можно бесконечно варьировать.

Игры с правилами  развивают навыки самоконтроля, социальных форм поведения.

Поддерживайте ребенка, если у него появится желание придумывать свои собственные игры.

 

Развиваем движения

Чем богаче и разнообразнее движения у ребенка, тем легче он  осваивает новые, в том числе и артикуляционные. Улучшению координации движений (согласованной работы мышц тела) способствует выполнение различных физических упражнений.

Мы советуем:

  • Предлагайте ребенку упражнения, которые помогут  научить выполнять разнообразные команды: подойди, подпрыгни, перепрыгни, пролезь, обойди; попрыгай как зайчик, потопай как мишка.
  • Научите ребенка играть в "классы". Поощряйте игры со скакалкой, кольцебросом, мячом, кеглями. В процессе таких занятий формируются представления о пространственных отношениях между предметами окружающего мира, развивается способность ориентироваться в пространстве, что в свою очередь помогает усвоению логико-грамматических конструкций.

 

Улучшаем мелкую моторику

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формированием речи. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, различению предметов по форме и цвету  необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки (типа “киндер-сюрпризов”, “поли-покетов”) пирамидки, матрешки, головоломки, принадлежности для рисования, лепки,  шитья.

Мы советуем:

  • Поощряйте занятия с этими играми и игрушками.
  • Научите ребенка простым навыкам шитья и вышивания.
  • Предлагайте нанизывать бусинки, вырезать и наклеивать картинки.
  • Разучите с малышом упражнения специальной пальчиковой гимнастики.
  • Полезно надавливать пальцами на клавиши музыкальных инструментов и пишущей машинки.
  • Рисовать лучше всего гуашью, большими кистями, на цветной бумаге (можно на листах старых обоев). Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние.
  • Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ.
  • Во время этих занятий  знакомьте детей с понятиями много-мало, большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий др. и с  предлогами.

 

Навыки самообслуживания и бытовые умения.  Самостоятельность

Как правило, родители имеют разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет - научится. В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность (самостоятельность - умение принимать независимое от мнения посторонних решение).

При нормальном развитии не так уж существенно, например, когда ребенок научился стелить постель. При задержках развития обучение бытовым умениям - одно из направлений коррекционного воздействия, так как способствует: пониманию и выполнению инструкций; проявлению положительной оценке окружающих; повышает самооценку; улучшает общую и мелкую моторику. Имейте в виду, что у детей могут быть свои представление о порядке. Скажем, ребенок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.

Мы советуем:

  • Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле! Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.
  • Отмечайте время формирования следующих навыков: самостоятельно ест ложкой (какой рукой);  пьет из чашки;  застегивает - расстегивает пуговицы («липучки», кнопки); снимает - надевает носки; шнурует ботинки; завязывает бантик; моет и вытирает руки полотенцем; причесывается; чистит зубы; самостоятельно раздевается- одевается; различает верхнюю и нижнюю одежду, "лицо", "изнанку", "перед", "зад"; ест вилкой, режет хлеб ножом.
  • Отмечайте время появления следующих бытовых умений: после игры приводит комнату в порядок;  втыкает вилку в розетку; знает назначение пылесоса, миксера.

 

Что читать детям

Начинайте читать как можно раньше. Это не только развивает малыша, но и дает возможность объединиться с близким человеком на основе общего интереса, совместного действия, то есть способствует теплым эмоциональным отношениям. Стихи, сказки, рассказы не только формируют художественный вкус, его культурный уровень, образованность ребенка, но и создают определенное видение мира. Не страшно, если при чтении что-то окажется непонятным. К.И. Чуковский писал: «Ребенок понимает по-своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять».

Уже до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В это время его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами.  Постепенно внимание ребенка начинают  привлекать события. Предложите малышу книги, иллюстрации в которых отражают содержание, например, «Сказка в картинках» В. Сутеева. После прочтения сказок, переходите к рассказам Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа» и др. Эти истории не только насыщены занимательными событиями, но включают интригующий, неожиданный (как в детективе) сюжет.

Мы советуем:

  • Читайте сказки и одновременно показывайте рисунки.
  • Привлекайте внимание  к содержанию, меняя интонацию, читая как бы по ролям.
  • Читайте только те  книги, которые нравятся вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение.
  • Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам. У него будет поддерживаться желание  узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус, он захочет активно и решительно действовать в неожиданных ситуациях, научится сопереживать полюбившимся ему героям. Читайте вслух всю жизнь!  В дальнейшем эта потребность будет побуждать ребенка к чтению. Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией!

 

Считаем

Формирование математических представлений - это, вне всяких сомнений, средство умственного развития, средство познания и восприятия окружающего мира. Само по себе умение пересчитывать пальцы, предметы не дает ребенку представления о количестве чего-либо. Для формирования этого представления ребенок  должен в течение дня на бытовом уровне сталкиваться с тем, что от него требуют дать один, два, три предмета. Например:

Предложите ребенку поставить на стол одну чашку, так как вы уже пили чай, или, наоборот две, если вы будете пить чай вместе и т.п.

Попросите положить в вазочку еще столько ж конфет, сколько уже лежит; принести 2 карандаша, один гвоздь.

Выполнение этих заданий формируют не только такие мыслительные операции, как сравнение, противопоставление, обобщение, но и подводят к представлению о количестве слогов в словах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения для каждого ребенка лучше доверить специалистам.

Логопед поможет вам:

  1. определить самое слабое звено в общем комплексе проблем ребенка, дать оценку изменениям в его речевом развитии;
  2. выбрать, что в ежедневном общении с ребенком  может быть использовано в качестве учебного материала;
  3. определить последовательность занятий, их дозировку  по времени и сочетание с разными режимными моментами.

Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний всецело зависит от систематичности работы! Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критики у детей не только намного выше работоспособность, но они  легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для сту­дентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включа­ет в себя тематический план, список лит...

Презентация "Развитие речи у неговорящих детей"

Данная презентация может быть использована в диагностике речевого недоразвития, а так же для активизации речевой активности детей, имеющих  ЗРР и ОНР - 1....

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи...

Консультация для родителей «Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)»

Консультация для родителей«Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)»...