Рекомендации логопеда родителям детей с ОНР по организации и проведению домашних заданий.
консультация по логопедии на тему

Рекомендации логопеда родителям детей с ОНР по организации и проведению домашних заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса в условиях логопедической группы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Непрерывность логопедического воздействия в системе работы над общим недоразвитием речи предполагает также тесную взаимосвязь логопеда и родителей.

 Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых нарушений и своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия, праздники, предлагается наглядная информация на стенде «Речевая газета», в родительском уголке и др.

 В дошкольном учреждении ведется работа по формированию звукопроизношения, правильного овладения грамматическими средствами языка, интонационной выразительности, связной речи. Но нельзя забывать и о том, что ребенок много времени проводит вне детского сада. В общении с окружающими развивается словарь и ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

 Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, тесная взаимосвязь с педагогами, знание некоторых методических приемов, поможет родителям в организации занятий с детьми по закреплению навыков, приобретенных при выполнении заданий логопеда на фронтальных и индивидуальных занятиях.

 Родителям не рекомендуется чрезмерно форсировать речевое развитие ребенка, нельзя нагружать его сложным речевым материалом, заставлять произносить звуки, которые недоступны в силу неподготовленности речевого аппарата. Важно помнить, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды.

         Для успешного овладения ребенком грамматическими формами языка родителям необходимо соблюдать следующие правила:

1. Позаботится о правильной языковой среде.

2. Избегать в присутствии ребенка торопливой речи, которую он не может четко воспринимать, а значит, и использовать, как полноценный образец для подражания.

3. Особое внимание обращать на четкость произношения окончаний и предлогов самими родителями, поскольку эти элементы в нашей речи в большинстве случаев являются безударными, а значит и неопределенно слышимыми.

4. Постараться увлечь ребенка игрой «в слова».

 Выполнение всех этих условий предупредит появление у ребенка многих школьных проблем. С целью формирования навыка ведения диалога, развития познавательного интереса и способностей детей родителям нужно постоянно разговаривать с ними, спрашивать ребенка обо всем: чем кормили в детском саду, какие были занятия, чему научился и т.д. Гуляя с ребенком на улице, отвлекаться от своих мыслей, прислушиваться к его словам, а потом и самим спрашивать: «Как ты думаешь, о чем нам рассказывают листья? Интересно, о чем «размышляет» нахохлившийся воробей? Давай сочиним сказку про дождь!» Каждый день делиться с ребенком своими впечатлениями о музыке, погоде, обо всем, что волнует. И родители заметят, как, поначалу подражая, а потом, становясь все самостоятельнее в суждениях, ребенок будет стремиться вести диалог.

         Родители часто спрашивают: «Чему и как учить до школы?» Единого рецепта для всех нет, и быть не может: с одними нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а с четвертым учиться сидеть и внимательно слушать. Важно помнить, что весь период развития ребенка до школы и есть время, когда идет подготовка к школе. Но и здесь надо найти золотую середину, не переусердствовать, не требовать непосильного только потому, что «другие» уже умеют это, дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шаг впереди, но быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка. Нужно знать, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения; помнить, что подготовка к школе не только работа педагогов, именно семья должна и может сыграть решающую роль при подготовке ребенка к школе.

         Для достижения максимальной эффективности работы с детьми дома следует определить четкое время занятий, в зависимости от возможностей ребенка. Для этого на часах вместе с ребенком сделать «пометку», указав на начало занятий. Правилу проведения занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно. Рекомендуется делить занятия на части, длительность каждой из которых не должна быть более 15 минут. Целесообразно менять виды деятельности, чередовать занятие с подвижными, дидактическими, настольными играми, включать в занятие разнообразные сюрпризные моменты.

С детьми младшего или среднего дошкольного возраста стараться не использовать прямых инструкций «скажи, повтори». Надо обращать каждое занятие в игру: играть «в школу» для кукол, мишек; не отнимать у ребенка детство, дать ему возможность наиграться. К моменту занятий предварительно изучить задание: внимательно прочитать, продумать, как предложить задание ребенку (последовательность вопросов, словесных инструкций), продумать, как оказать помощь (задать наводящие вопросы, дать образец на другом материале, не рекомендуется показывать в тетради ребенка), учить детей вслушиваться в инструкцию и выполнять задание самостоятельно. Желательно просматривать задания в детском саду, при непонятных вопросах обращаться к логопеду или воспитателям.

Рекомендуется распределить, какую часть задания выполнить в игровой форме по дороге домой, а над чем позаниматься перед зеркалом, за столом в определенное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы типа: «Что будем делать сначала – проговаривать слова или доучивать стихотворение?» Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно. Когда дети допускают речевые ошибки, не следует прерывать их, нужно предоставить возможность высказаться, а затем исправить ошибку и закрепить правильный речевой образец. Подкреплять достижения ребенка похвалой. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них может служить удачно подобранные фразы или слова. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, сотрудничество, стремление доводить начатое дело до конца. При этом постараться использовать местоимения «я, мне», вместо «ты», например: «Я рада, что у тебя получается», а не «Какой ты молодец!».                         

При выполнении комплекса артикуляционных упражнений соблюдать определенные правила:         

1. Выполнять только те упражнения, которые даны и записаны в тетради ребенка.

2. Принуждать ребенка нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся ежедневно и в форме игры, вызывая интерес у ребенка.

 3. Упражнения нужно проводить в строгой последовательности.

 4. К последующим упражнениям переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

5. Все упражнения выполнять естественно, без напряжения.

 Родителям, занимаясь с ребенком, предпочтительнее сидеть справа от него, занимать позицию на уровне глаз ребенка. Принимать ребенка таким, какой он есть: быть с ним «здесь и сейчас». Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном. В разговоре называть как можно больше предметов, давать ребенку простые и доступные объяснения, поощрять стремление ребенка задавать вопросы. Когда ребенок разговаривает, слушать его внимательно. Быть примером для ребенка: следить за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударение, высота, тембр голоса). Контролировать, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию, чтобы игра и общение доставляли ребенку удовольствие. Взрослому, который хочет научить ребенка читать, необходимо проявлять интерес к тому, что делает вместе с ребенком, радоваться, удивляться, огорчаться вместе с ним, не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество. Учитывать его состояние, не настаивать на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу. Оставлять за порогом свое настроение, не разрешать себе раздражаться, лгать, притворяться, быть спокойным, доброжелательным, открытым и искренним. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер. Стараться выполнять эти несложные правила, и ребенок будет ждать встречи, у него возникнет желание научиться читать.

Важно ежедневно читать ребенку книги. Во-первых, усиливается эмоциональное восприятие ребенка, так как он видит мимику, слышит голос. Во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок умеет читать, но не хочет. Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз,- это хорошо, значит, содержание данной книги соответствует уровню его развития, переживаниям. Многократно слушая содержание книги, у ребенка развивается духовный мир, предвосхищает дальнейшее содержание текста. В целях развития этого навыка следует периодически задавать ему вопрос: «О чем пойдет речь дальше?» При повторном чтении книги стараются читать быстро, но четко произносить слова. Ускоренное чтение стимулирует у ребенка способность быстро понимать содержание текста, а это в свою очередь способствует развитию навыков чтения. Потом, при самостоятельном чтении, он будет понимать содержание быстрее, чем произносить слово.

Выполнение родителями рекомендаций логопеда позволит им стать более грамотными, а значит, даст возможность осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками...

Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками...

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ.

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ....

Рекомендации логопеда родителям "Дети - отражение родителей".

В этой статье , следуя советам логопеда, родители смогут понять и выявить ОНР у своего ребенка, развить правильную и четкую речь....

Рекомендации логопеда родителям «Дети – отражение родителей!»

Рекомендации логопеда родителям «Дети – отражение родителей!»Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и г...

Рекомендации логопеда родителям детей дошкольного возраста о развитии детей в бытовых ситуациях "Пока мама хлопочет"

МБДОУ дс № 9 "Теремок" города Бердска Учитель-логопед высшей квалификационной категории Аксенова Марина МихайловнаСоветы логопеда по развитию речи детей«Пока мама хлопочет!&r...