Конспект подгруппового логопедического занятия "Подарки Маше и Мише"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ремешкова Светлана Николаевна

Цель логопедического занятия: Закрепить дифференциацию звуков М и Мь в начале слов, образ буквы М. Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_m_i_m_.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

(5-6 лет)

Тема занятия: «Подарки Маше и Мише»

Разработала: учитель-логопед Ремешкова С.Н.

Цель: Закрепить дифференциацию звуков М и Мь в начале слов, образ буквы М.

Задачи:

Коррекционно–образовательные: Уточнить характеристику звуков М и Мь. Закрепить образ буквы М. Закрепить умение находить заданный звук в словах. Закрепить навык дифференцировать мягкость и твердость звука. Продолжать учить употреблять в речи сложноподчиненные предложения, используя наречие «поэтому», совершенствовать умение отвечать на вопросы в соответствие с инструкцией.

Коррекционно – развивающие: Продолжать развивать навык работы в парах. Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать фонематическое восприятие, слухоречевую память, умение концентрировать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию движений.

Коррекционно – воспитательные: Воспитывать умение договариваться, дружеские взаимоотношения, аккуратность в раскрашивании.

Оборудование: почтовый конверт; карточки, разрезанные на 2 части, с изображением предметов на звуки М и Мь, по два круга синего и зеленого цвета; контурное черно-белое изображение буквы М, фасоль; почтовые коробки с изображением Маши и Медведя, предметы, название которых начинается на звуки М и Мь; иллюстрации для раскрашивания, зеленый и синий карандаши по количеству детей; два мольберта, магниты; модели для построения предложения; модели характеристики звука; недорисованные смайлики, фломастеры.

Ход занятия:

Организационный момент.

Короткое приветствие. Встать в круг (глаза закрыты), взяться за руки и передать приветствие по цепочке – определенное количество рукопожатий.

- Ребята, сегодня утром секретарь передала мне конверт. Посмотрим от кого это письмо?

Читает адрес: «Детям старшей группы от Маши и Миши».

- Ребята, оно запечатано, чтобы его открыть нужно дружно и правильно произнести чистоговорки. Поиграем со словом «письмо».

Ма-ма-ма – нет у нас письма?!

Мо-мо-мо – нам пришло письмо.

Му-му-му – рады мы письму!

Ме-ме-ме – что же там в письме?

Мы-мы-мы – конверт откроем мы.

Ми-ми-ми – не шуми.

- Кто заметил, на какие звуки были все наши чистоговорки? Догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? С какими звуками будем продолжать знакомиться?

Давайте вспомним, что мы знаем о звуке М?

Даем характеристику звуку, опираясь на карточки-схемы, ощущения (ладошка на горлышке): согласный, звонкий, твердый.

- Скажите, а может быть звук М мягким? Что нужно сделать, чтобы произнести его правильно? Правильно чуть-чуть улыбнуться.

А теперь давайте откроем конверт. Маша и Миша предлагают нам выполнить несколько заданий с их любимыми звуками: твердым М и мягким Мь.

___________________________

Педагог достает первое задание и зачитывает, знакомит с ним детей поэтапно.

Детям предлагается выбрать карточку с изображением половинки предмета и найти свою пару. Несколько заданий они будут выполнять вместе.

- Посмотрите на картинку, которая у вас получилась. Один из вас назовет предмет, другой произнесет его название ласково. Хорошо произнесите первый звук в слове, запомните его.

Мишка – мишенька, мишутка

Мяч – мячик

Машина – машинка

Матрешка – матрешечка

- Ребята, каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим). Согласный мягкий звук? (Зеленым). Посмотрите, здесь два мольберта, на одном синий кружок, на другом – зеленый.

- Запомнили первый звук в своем слове. Скажите, с какого звука – с твердого или с мягкого - начинаются ваши слова. Прикрепите свою картинку на мольберт с нужным кружком.

Машина, машинка; матрешка, матрешечка – с твердого М.

Мяч, мячик; мишка – мишенька, мишутка – с мягкого Мь.

Определяем и прикрепляем с помощью магнитов на два мольберта картинки из половинок: на мольберт с синим кружком и мольберт с зеленым кружком.

___________________________

Педагог достает из конверта следующее задание. Необходимо изобразить букву М, вспомнив стихотворение.

- Какой буквой обозначаем звуки М и Мь. Буквой М.

Стих:                Взявшись за руки мы встали,

                И на ЭМ похожи стали.

Дети изображают букву М парами.

____________________________

Следующее задание: работа с фасолью. В парах. Детям предлагается сесть за столы и заполнить фасолью изображение буквы М.

____________________________

Физминутка. «Покажи отгадку».

- Ребята, послушайте наше следующее задание (достает из конверта). Миша и Маша предлагают отгадать загадки и показать отгадки.

Как вы думаете, на какой звук будут сегодня все отгадки?

Как у бабы у Яги

Костяной ноги

Есть замечательный

Аппарат летательный. (Метла)

Очень любит сыр и крошки.

Это кошка? Нет, не кошка.

Сбила хвостиком яичко.

Это птичка? Нет, не птичка.

Карандаш грызет и книжки.

Догадались? Это … (мышка)

Обезьянка-шалунишка

всем известная ... (Мартышка).

Держится хвостом за ветку

Длинный хвост и очень цепкий.

Хулиганка, шалунишка

Эта шустрая  (Мартышка)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется .... (Медведь)

А теперь загадка про сказку.

В чаще тёмной заблудилась

и в избушке поселилась.

У медведя на свой страх

пожила она в гостях.

Как смешно на них смотреть

это (Маша и медведь)

- Покажите, как Маша и Медведь дружат? (дети улыбаются друг другу, пожимают руки, обнимаются).

_______________________________

- Сейчас мы с вами празднуем два праздника. Один только что прошел. Какой? Кого мы поздравляли? (День защитников Отечества, поздравляли мужчин). Другой только приближается, мы к нему готовимся. Какой? Кого будем поздравлять? (8 марта, поздравлять будем женщин и девочек). Ребята, я предлагаю вам собрать Мише и Маше посылки с подарками. Согласны?

Садятся полукругом около стола, на котором под салфеткой в корзинке разные предметы. Педагог достает две почтовых коробки. На одной – изображение Маши, на другой – Мишки.

- Подарки будем сортировать по правилу. Произнесите имена героев этой сказки. На какие звуки они начинаются?

Значит, для Маши будем выбирать предметы, которые начинаются на твердый звук М, для Мишки – на мягкий звук Мь.

На коробки наклеиваются соответственно круги: зеленый и синий (с обратной стороны двухсторонний скотч).

Дети по очереди выходят, выбирают любой предмет. Проговаривают слово-название, говорят, кому его отправим и почему.

Образец (дает педагог, обращает внимание на схему): Это машина. Слово машина начинается с твердого звука М, поэтому ее отправим Маше.

_________________________________

Физминутка.

Хлопай, Мишка, хлопай, Мишка,

Раз, два, три.

Приседай со мной, братишка,

Раз, два, три.

Руки вперед, вверх и вниз,

Улыбайся и садись.

Пересаживаются за столы.

________________________________

- А в конверте осталось последнее задание. Давайте его прочитаем.

- Маша и Миша предлагают  вам раскрасить букву М. Посмотрите на картинку вверху слева, кто там изображен? Мышь (мышка). С какого звука начинается – с твердого М. Значит, раскрасим большую букву М в … синий цвет. А что за картинка вверху справа? Мяч (мячик). Какой звук в начале этого слова? Мягкий Мь. Значит, раскрасим маленькую букву М в … зеленый цвет.

Пальчиковая гимнастика:

Прокручиваем карандаш пальцами одной руки в кулаке другой.

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Повторяем гимнастику с зеленым карандашом, только меняем руки.

- Мы ваши рисунки потом тоже отправим Маше и Мише, поэтому работайте аккуратно, чтобы им ваши работы понравились.

_________________________

Итог:

- О чем мы сегодня с вами говорили? С каким звуком продолжали знакомиться? Какой он – звук М? Каким цветом обозначаем твердый звук? Мягкий звук? Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

- Ребята, я предлагаю вам взять смайлик и дорисовать его в зависимости от вашего настроения сейчас. Нарисуйте улыбку, если у вас на занятии все получилось. Нарисуйте грустинку, если у вас что-то не очень получилось и поэтому ваше настроение чуть-чуть грустное. Кто нарисовал, приклейте на коробку для Маши или Миши, запечатайте наши посылки с подарками (на обратной стороне смайликов – двухсторонний скотч с отогнутым уголком, чтобы дети быстрее отклеили защитный слой).

- Я думаю, что ваши подарки очень понравятся Маше и Мише.

- Занятие окончено. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия «Маша ищет Мишу» (раздел «Математическое развитие»)

Конспект занятия «Маша ищет Мишу»(раздел «Математическое развитие») Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возра...

Развлечение "Маша и миша в гостях у ребят"

Развлечение в первой младшей группе посвященное празднованию 23 февраля...

Конспект подгруппового логопедического занятия «В ГОСТИ К МАШЕ И МИШЕ»

Обучение детей дифференцировать звуки [М] и [М’]. Развитие умения различать звуки на слух, учить детей анализу и синтезу слов (Маша и Миша), ввести в пассивный и активный словарь детей «тв...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Мебель для Маши и Миши» (подготовительная группа)

Конспект направлен на расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенст...