Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии на тему
Описание артикуляционных упражнений (по О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьевой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika._pamyatka_dlya_roditeley.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Рот – домик, губы – двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живёт Весёлый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнения «Улыбка», «Жало», «Стрелочка»)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело…
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели»)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение «Заборчик»)
Гвозди, молоток и клещи-
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку я лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т»)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр»)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол»)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь запер он на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка»)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
(О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева)
1. УЛЫБКА (ЗАБОРЧИК)
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.
2. ХОБОТОК (ТРУБОЧКА)
Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
3. ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. ЧЕРЕДОВАНИЕ УЛЫБКА-ХОБОТОК-ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ
Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори». Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочередно движения губами в любом порядке («и-у-а», «а-и-у», «у-и-а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребенок повторяет.
5. ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6. ЛЯГУШКА
Ребенок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает ее на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. ЗАЙЧИК
Ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает ее обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
8. ОКОШКО
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удержать их в таком положении 5-10 секунд.
9. ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
10. ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
11. ОБЕЗЬЯНКА
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
12. БУЛЬДОГ
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
13. ПРЯТКИ
Ребенок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» - «Бульдог».
14. ОРЕХИ
Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
15. КРУЖОК
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
16. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ»
Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
17. ШАРИКИ
Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
18. САМОВАР
Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»
19. НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК
Улыбнуться, приоткрыт рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребенку выполнение данного упражнения. Варианты: 1. Пошлепывать кончик языка. 2. Пошлепывать середину языка. 3. Пошлепывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад.
20. ПОКУСАЕМ ЯЗЫК
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребенку в выполнении упражнения.
21. КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА
Улыбнуться, спеть «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положение языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.
22. ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ
Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
23. ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА
Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
В а р и а н т ы: можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу.
24. ЛОПАТОЧКА
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
25. ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
26. ГОРКА
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
27. ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
28. МОСТИК ПОСТРОИМ – МОСТИК РАЗРУШЕН
Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»), затем расслабить его («Мостик разрушим»). Удерживать язык в расслабленном и напряженном состоянии по 3-5 секунд.
29. ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
30. КАТУШКА
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
31. ЖУЁМ БЛИНЧИК
Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы, потом его выдвинуть чуть вперед и покусывать свернутый язык 10-15 раз.
32. ЧАШЕЧКА
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
33. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
34. СТУПЕНЬКИ
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
35. ФОКУС
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
36. НЕ РАЗБЕЙ ЧАШЕЧКУ
Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
37. ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны.
38. МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад.
39. БАРАБАНЩИК
Улыбнуться, открыт рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. В а р и а н т ы: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
40. ЛОШАДКА
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
41. ГРИБОК
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
42. ГАРМОШКА
Улыбнуться, приоткрыт рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
43. КУЧЕР
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у!» В а р и а н т: положить широкий край языка между губ и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами.
44. ПАРУС
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
45. ИГОЛОЧКА
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
46. МАЯТНИК
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
47. ЗМЕЙКА
Открыть рот и производить узким языком движения вперед-назад («жало змейки»).
48. ИНДЮК
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл».
49. КАЧЕЛИ
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочередно, менять положение языка 4-6 раз.
50. ПАРОХОД
Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
- Мне нравится (1)