Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии на тему

Горбань Наталья Владимировна

Описание артикуляционных упражнений (по О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьевой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika._pamyatka_dlya_roditeley.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Рот – домик, губы – двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живёт Весёлый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнения «Часики», «Змейка»)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнения «Улыбка», «Жало», «Стрелочка»)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

(Упражнения «Лопаточка», «Качели»)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение «Заборчик»)

Гвозди, молоток и клещи-

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т»)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр»)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

- Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол»)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь запер он на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка»)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

(О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева)

1. УЛЫБКА (ЗАБОРЧИК)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

2. ХОБОТОК (ТРУБОЧКА)

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3. ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. ЧЕРЕДОВАНИЕ УЛЫБКА-ХОБОТОК-ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори». Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочередно движения губами в любом порядке («и-у-а», «а-и-у», «у-и-а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребенок повторяет.

5. ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6. ЛЯГУШКА

Ребенок опускает нижнюю  губу, обнажая нижние зубы, и возвращает ее на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. ЗАЙЧИК

Ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает ее обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. ОКОШКО

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удержать их в таком положении 5-10 секунд.

9. ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. ОБЕЗЬЯНКА

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. БУЛЬДОГ

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

13. ПРЯТКИ

Ребенок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» - «Бульдог».

14. ОРЕХИ

Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. КРУЖОК

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ»

Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. ШАРИКИ

Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

18. САМОВАР

Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»

19. НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК

Улыбнуться, приоткрыт рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребенку выполнение данного упражнения. Варианты: 1. Пошлепывать кончик языка. 2. Пошлепывать середину языка. 3. Пошлепывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад.  

20. ПОКУСАЕМ ЯЗЫК

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребенку в выполнении упражнения.

21. КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА

Улыбнуться, спеть «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положение языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.

22. ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

23. ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА

Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

В а р и а н т ы: можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу.

24. ЛОПАТОЧКА

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

25. ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

26. ГОРКА

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1  до 5-10.

27. ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

28. МОСТИК ПОСТРОИМ – МОСТИК РАЗРУШЕН

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»), затем расслабить его («Мостик разрушим»). Удерживать язык в расслабленном и напряженном состоянии по 3-5 секунд.

29. ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

30. КАТУШКА

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

31. ЖУЁМ БЛИНЧИК

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы, потом его выдвинуть чуть вперед и покусывать свернутый язык 10-15 раз.

32. ЧАШЕЧКА

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

33. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

34. СТУПЕНЬКИ

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

35. ФОКУС

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

36. НЕ РАЗБЕЙ ЧАШЕЧКУ

Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».

37. ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны.

38. МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад.

39. БАРАБАНЩИК

Улыбнуться, открыт рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. В а р и а н т ы: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

40. ЛОШАДКА

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

41. ГРИБОК

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

42. ГАРМОШКА

Улыбнуться, приоткрыт рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43. КУЧЕР

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них.  Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у!» В а р и а н т: положить широкий край языка между губ и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами.

44. ПАРУС

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45. ИГОЛОЧКА

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46. МАЯТНИК

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

47. ЗМЕЙКА

Открыть рот и производить узким языком движения вперед-назад («жало змейки»).

48. ИНДЮК

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл».

49. КАЧЕЛИ

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочередно, менять положение языка 4-6 раз.

50. ПАРОХОД

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...