Артикуляционная гимнастика
презентация по логопедии на тему
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органовартикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильногозвукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. 5.Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.
«ХОБОТОК» («ТРУБОЧКА») Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность Я слегка прикрою рот, Губы — «хоботом» вперёд. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.
«УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК») Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны От краёв и до десны.
«ПОКУСАЕМ ЯЗЫК» Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю всё проворней.
«ЛОПАТОЧКА» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Поперёк улыбки лёг Отдыхает язычок.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Как будто варенье лежит на губе — Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края Вот и «чашечка» моя.
«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа ( пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. А теперь уж не зубами Я пошлёпаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па».
«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнётся мой язык — Артист!
«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. Цель . Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Язык — как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.
«ПАРОХОД» Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук « ы »: « ы-ы-ы » («пароход гудит»). Цель. Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль») Вывожу язык вперёд, Закушу его — и вот: «Ы» тяну — и к нам идёт Белый-белый пароход.
«МАЯТНИК » Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Влево -вправо кончик ходит, Будто места не находит.
«ГОРКА» («МОСТИК») Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Улыбаюсь, рот открыт — Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.
«ИГОЛОЧКА» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Улыбаюсь: вот шутник — Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.
«ЗМЕЙКА» Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). Цель . Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык. А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперёд: Как же он не устаёт?
«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Цель. Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотри, К зубкам верхним изнутри.
«ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздаётся щелчок.
«ГРИБОК» Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Цель . Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука « р ». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз — и вся учёба.
«ГАРМОШКА» Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз — У неё такой круиз.
«БАРАБАНЩИК» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: « д-д-д ». Темп убыстряется постепенно. Цель. Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука « р ». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...