Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (младшая группа) на тему

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Часики»

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики вот так!

Описание: Рот широко открыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широко расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: Широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу и спрятать в рот.

«Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок-цок),

Я копытцем постучу (цок-цок),

Если хочешь, прокачу (цок-цок).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук:»тпру-у-у».

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

«Заборчик»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Описание: улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем

Ду-ду-ду.

Описание: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание:  улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щелкает орешки.

Описание: рот  закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки».

«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик за нижние зубы.

«Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька – язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести чашечку на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Присосу язык на небо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Описание: улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При  этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» - так гудит пароход.

Описание: слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «Ы».

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), двигаясь от зубов до горлышка.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печем блинчики»

Описание: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлепаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

«Заводим мотор»

Описание: рот закрыт, напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д-д-д». постепенно убыстряя темп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....