Вызываем речь у неговорящего ребенка с ЗПР.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Представленные игры помогут родителям и начинающим логопедам мотивировать речевую активность  у неговорящих детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ.

ВЫЗЫВАЕМ РЕЧЬ У НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЁНКА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Упражнение «Дай. Да - нет»

Цель – учить произносить слова да, нет, дай.

  • Перед ребёнком стоят 5-7 игрушек.

- Хочешь поиграть? Попроси. (Жест-просьба или «Дай»)

        Поиграйте вместе с ребёнком (Игрушка ходит, танцует и т.д. Сами оречевляйте действия игрушки. Если ребёнок будет играть по-своему, пусть недолго поиграет.)

        Затем игрушку вернуть на место.

- Свинью? (Качает головой или «Да-нет»)

  • Перед ребёнком чудо-сундучок и  пенопластовые фигурки.

- Хочешь поиграть?

- Попроси. (Жест-просьба или «Дай»)

        Взрослый даёт одну фигурку.

-Брось в сундучок. (ребёнок бросает фигурку).

        Таким образом, в сундучке оказываются все фигурки.

        - Хочешь достать? (Да)

        - Это машина? (Да-нет) и т.д.

  • Перед ребёнком (чтобы сам не смог достать) лежат яркие картинки.

- Хочешь посмотреть? Попроси.

- Дай (жест-просьба).

- Мяч?

- Нет.

- Куклу?

- Да.

        Взрослый отдает картинки по очереди, вместе рассматривают их, нанизывают на шнурок или кладут в коробку.        

        Игра продолжается далее до последней картинки.

  1. Игра «Камешки»

Цель – учить произносить слово бух.        

Ребёнок бросает камешки или крупные бусины в воду сопровождая словом «бух».

  1. Игры с песком

Игра «Да - нет»

        Рассмотреть формочки  и назвать каждый слепок (пчела, черепаха, рыбка).

        Пусть ребёнок сам сделает любой куличик. Похвалите его.

        Теперь ваша очередь. Сделайте куличик и спросите: «Это пчела?». Пусть ребёнок в ответ покачает головой или скажет «да - нет».

        Так несколько раз.

Предложите ребёнку нарисовать на песке следы животных.

        «Идут медведи» (топ-топ) С силой надавливать кулаком на песок.

        «Прыгают  зайцы». (прыг-скок) Кончиками пальцев ударять по поверхности песка в разных направлениях.

        «Ползут змейки». (ш-ш-ш) Рисовать волнистые линии кончиками 2-х пальцев.

        «Бегут жучки-паучки» (ж-ж-ж) Двигать кончиками всех пальцев, имитируя движения насекомых.

  1. Игра «Грузовик и груз»

Цель – учить произносить слова бух, цап.        

Ребёнок берёт кубики, приговаривая: «Цап». Бросает кубики в кузов, сопровождая словом «бух».

  1. Игра «Что кому?»

Цель – учить произносить слова мяу, гав.

Рассмотреть вместе уже собранные пазлы (всё для собаки, всё для кошки).

- Кошка говорит: «Мяу!»

- Собака говорит: «Гав!»

Перемешать пазлы и перевернуть их изображением вниз. Брать пазлы по одному и спашивать ребёнка:

- Кому?

Стимулировать к ответам «мяу» или «гав».

  1. Рисование «Червяк ест яблоки» (например, в книге «Я рисую водой»)

Цель – учить произносить звукоподражание ам в момент рисования.

        Взрослый:

- Какое красивое дерево, на нем растут яблоки. Это червяк (показать картинку ли нарисовать червяка), он очень любит яблоки.

        Взрослый окунает палец ребёнка в воду (или красную пальчиковую краску), нажимает на яблоко и произносить «ам», стимулируя ребёнка каждый раз при нажатии пальцем на яблоко произносить:

- Ам!

        Можно нарисовать на обычном листе контур огурца, тогда червяк будет есть огурец. По логике после нашествия червяка яблоко должно исчезнуть, а у нас наоборот появляется. Пусть вас это не смущает.

        Исчезнет оно в том случае, если вы воспользуетесь ручкой-«шпионом». Ребёнку это тоже будет интересно.

  1. Упражнение «Летающие игрушки» (Дай. Да – нет. Би,чух,буль,у.)

Цель – развивать внимание, учить произносить «би,у,чух,буль»

        Взрослый держит в руках яркую игрушку. Игрушка медленно едет (летит, плывёт), прячется за спину, поднимается вверх или опускается вниз, вправо-влево, быстро едет (летит, плывёт).

        Для каждой игрушки свои звуки:

машина -  би-би

 поезд чух-чух

подводная лодка – буль-буль

самолёт – у-у-у (как  ветер)        

Перед ребёнком стоят 5-7 игрушек.

- Хочешь поиграть? Попроси. (Жест-просьба или «Дай»)

- Машину? (да-нет)

- Самолёт? (да-нет) и т.д.

  1. Рассматриваем картинки «Чей это голос?»

Цель – вызвать звукоподражания му, мяу, бе, ме, ко, пи, га, кря.

- Как говорит корова?

Ребенок обводит пальчиком корову и произносит: «Му-у-у»

- Это маленький теленок. Как говорит теленок?

Ребенок несколько раз стучит пальцем рядом с теленком и говорит: «Му,му,му»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей.

- Малыши хотят позвать свою маму. Как позовет маму теленок?

- Му, - отвечает ребенок.

Взрослый дает ему картинку с коровой. Обе картинки можно убрать, чтобы не отвлекали внимание. И т.д

  1. Рисуем круги-шарики

Цель - учить произносить гласные звуки (А,О,У,И,Э,Ы)

        Взрослый берет карандаш и рисует внутри шаблона круг, произнося любой гласный. Ребёнок подражает, рисует карандашом этого же цвета и произносит этот же звук.

        Взрослый  берет карандаш другого цвета и во время рисования произносит другой гласный. Ребенок повторяет.

        Можно убрать шаблон. На листе получатся разноцветные круги. Пофантазируйте и превратите эти круги в какой-нибудь предмет. Можно создать целый альбом и рассматривать потом с ребенком получившиеся рисунки.

  1. Развивающй плакат-пазл  с наклейками «Домашние животные»

Цель – вызвать звукоподражания му, мяу, бе, ме, ко, пи, га, кря.

  1. Рассмотреть ту часть, где уже нарисованы домашние животные.

- Как говорит корова?

        - Это маленький теленок. Как говорит теленок?

Ребенок несколько раз стучит пальцем рядом с теленком и говорит: «Му,му,му»

  1. Давать наклейку-детеныша домашнего животного.

- Кто пришел? (му)

        Вместе наклеивают теленка на плакат. И т.д. по очереди - Это маленький теленок. Как говорит теленок?

Ребенок несколько раз стучит пальцем рядом с теленком и говорит: «Му,му,му»

позвать свою маму. Как позовет маму теленок?

- Му, - отвечает ребенок.

Взрослый дает ему картинку с коровой. Ребенок наклеивает корову рядом с теленком.

        В итоге получается фермерский двор с животными и их детенышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для сту­дентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включа­ет в себя тематический план, список лит...

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Вызываем речь (Слоги)

Игра - презентация для неговорящих детей...

«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.

laquo;Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка....

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи...

Мой доклад . "Влияние музыкальных занятий на запуск речи неговорящего ребенка"

В материале рассматриваются различные компоненты музыкального занятия и оценивается их влияние на запуск речи у неговорящего ребенка....

«Карточки ПЕКС как средство «запуска» речи неговорящего ребенка»

ПЕКС – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у ко...