Консультация "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР"
консультация по логопедии на тему

Колина Галина Фёдоровна

Данная консультация дает обзор здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми имеющие речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovsberegayushchie_tehnologii.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР»

В настоящее время отмечается тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижению уровня коммуникативных умений и навыков.

Значительные трудности в овладении навыков связной речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. У таких детей,  наряду с общей соматической ослабленностью,  отмечаетсч некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Для  повышения умственной и физической работоспособности, стимулирования речевых зон коры головного мозга, совершенствования общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОНР используют здоровьесберегающие технологии.

На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

В работе с детьми с ОНР целесообразно применять следующие здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения; артикуляционная гимнастика; биоэнергопластика; массаж и самомассаж; логопедическая ритмика, физминутки;  гидрогимнастика;  Су-джок терапия, развитие мелкой моторики и др.

Дыхательная гимнастика.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков: «Гудок паровоза»,  «Полет самолета», на материале слогов: «Умный молоток», «Паровоз»,  «Дрова», на материале слов, предложений и фраз: «Далеко-высоко», «Обратный счет», «Считалочка».

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика нужна для выработки  полноценного  движения  и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Ко всем артикуляционным упражнениям можно добавлять движение кистью.

Биоэнергопластика  – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру НОД включают  физкультурные минутки, упражнения логопедической ритмики.

Логопедическаяритмика
Логоритмика -  это движение соединенное с речью, речевое  выражение эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия.

Физминутки

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Используют оздоровительно- гигиенические физкультминутки; физкультурно-спортивные физкультминутки; подражательные физкультминутки; двигательно-речевые физкультминутки.


Массаж и самомассаж

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Виды массажа:

-массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- плантарный массаж (массаж стоп);
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж язычной мускулатуры.

Массаж можно проводить с использованием различных предметов: щеток, шишек, зубных щеток, ковриков с колючками и тд.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Для развития у детей мелкой моторики используются технологии:
Гидрогимнастика 

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мяча, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей).


Су-джок терапия.

Это лечебная система воздействия на высокоактивные точки кисти и стопы с помощью массажных движений (массаж можно осуществлять семенами, массажерами «Чудо-пальчик», «Каштан», металлическими колечками).

Японская методика пальцевого массажа (массаж каждого пальца и ладонных поверхностей можно выполнять с помощью каменных, металлических и стеклянных разноцветных шариков «марблс», грецких орехов, шестигранных карандашей и «четок».

Игры на развитие мелкой моторики

 Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, театр теней, игры  с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, камешками  «марблс», прищепками, проволокой. Дети выкладывают предметы по образцу, по заданию, по представлению.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые используемые  на занятиях способствуют укреплению и сохранению здоровья детей.

                                                                                     Выполнила: Колина Г.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми

Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....