Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Левшина Наталья Викторовна

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно легче. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

 « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

 (В.Сухомлинский)

Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно легче.

Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.  Поэтому при письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребёнка: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образами, приближёнными к конфигурации букв.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- упражнения на определение правых и левых частей тела;

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

- задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- занятия по штриховке по контуру, обводка;

- срисовывание геометрических фигур;

- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

- дорисовывание незаконченных рисунков;

-дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.

Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?

Занятия по развитию моторики детей 6-7 лет начинаются с самомассажа кистей и пальцев рук с использованием пружинок (су-джок), колючих мячей, карандашей, шариков Марблс.

Способствуют развитию моторики пальчиковые игры со стихами и без них.

Например, такие игры:

- «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем.

- «Ножницы» - разведение пальцев в стороны.

- «Дельфинчики» - пальчики выныривают из кулачка.

- «Солнышко-тучка» - сжимают и разжимают кулачки.

- «Футбол»- забивание шариков пальцами.

- «Пальчики приклеились» - пальцы поочерёдно отклеиваются от стола.

- «Кулак-ребро-ладонь» - поочерёдная смена положения рук.

- «Лесенка» - к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки, а затем наоборот.

Развитию тонких движений рук помогают упражнения, основанные на хватательных движениях, и упражнения, развивающие силу кисти.

Например:

- Конструирование из кубиков, в том числе ЛЕГО.

- Собирание пазлов, мозаики.

- Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.

- Игра «Кто быстрее». (Наматывание верёвки на палочку.)

- Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.

- Работа с прищепками, тестом.

- Разбор мелких предметов, круп.

- Игра с юлой, мячами.

- Плетение из верёвочек.

- Составление бус.

В детском саду по подготовке руки к письму, проводится большая систематическая работа, которая основывается на взаимодействии ДОУ с родителями.
         Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И 
штриховка в этом деле - незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению. В 6 – 7 лет ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), крупными капельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению заданий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Полезно раскрашивание и штриховка в одном направлении, т. е. не выходя за линии контура. Лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе.

Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Графические диктанты - рисование по клеточкам под диктовку.

С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради.

Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр.

Оригами (японское искусство складывания бумаги) также помогает развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук,  точные движения пальцев, развивается глазомер. При этом дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье. Поэтому так необходимы консультации родителей и беседы с родителями о значимости систематической работы по формированию этого навыка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...