Дискалькулия
презентация по логопедии на тему
В МКБ 10 нарушения в овладении счётной деятельностью - дискалькулии – определяются как специфические нарушения счётных навыков, обнаруживаемые на начальной стадии обучения счету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskalkuliya.ppsx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В МКБ 10 нарушения в овладении счётной деятельностью - дискалькулии – определяются как специфические нарушения счётных навыков, обнаруживаемые на начальной стадии обучения счету . По МКБ выделяется специфическое расстройство арифметических навыков и фиксируется под кодом – F-81. Это расстройство включает специфическое нарушение навыков счета, которое нельзя объяснить исключительно общим психическим недоразвитием или грубо неадекватным обучением . продуктивность в арифметике у ребёнка значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с его возрастом, общей интеллектуальностью и успеваемостью.
Дискалькулии , как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи , особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), задержкой психического развития (ЗПР)
СИМПТОМАТИКА Ошибки в назывании и написании чисел; Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений; Затруднения с определением места числа среди остальных чисел; Недостаточное знание математической терминологии; Сложности в разложении числа на слагаемые; Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше; Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта; Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия; Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий; Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.
ПРИЧИНЫ Общая задержка умственного развития или же результат воздействия различных психотравмирующих факторов. Негативный опыт обучения счёту – детей принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта. Органические причины: затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи. Асоциальная семья. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии .
В качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико-праксические нарушения . При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией. Гностико-праксические нарушения рассматриваются только как возможные патогенетические факторы, то есть как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии (А. Гермаковска , Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин и др.); МЕХАНИЗМЫ Первая концепция – гностико-праксическая
МЕХАНИЗМЫ Вторая концепция – психологическая Данное нарушение связывают с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления (Г.М. Капустина, К.С. Лебединская, С.С. Мнухин и др.). Это подтверждается исследованием детей с нарушениями чтения, письма и счета. У них выявлены расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев и т.д.), несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций, неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.
МЕХАНИЗМЫ Третья концепция – нейропсихологическая Эта концепция выделяется на основе связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций (А. Гермаковская , Ю.Г. Демьянов, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева). Системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счётными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарём, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам.
Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия. Дислексическая – нарушение чтения математических символов. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия. Эта классификация наиболее удобна для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики . КЛАССИФИКАЦИЯ Врожденная и приобретенная (С. С. Мнухин); Первичная и вторичная (Н. Граньон-Галифрет (N. Granjon-Galifret ), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra ), Л. С. Цветкова); Наиболее обобщённой и практико-ориентированной является классификация Л. Косч (L. Kosč ):
Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия . Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции. ДИАГНОСТИКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ Логопедическая работа по профилактике дискалькулии основана на механизмах нарушений счётной деятельности с учётом классификации дискалькулии Kosč L.
Направления работы : формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией; формирование пространственного восприятия; развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. ВЕРБАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Направления работы: формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении; формирование счётных навыков; словесное обозначение системы счисления - понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счёте по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное); понимание последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно-пространственного восприятия; развитие моторики и зрительно-двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи. ПРАКТОГНОСТИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
ДИСЛЕКСИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ Следует отбирать задания, направленные на: формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности; умение пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.
ГРАФИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ Направления работы: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве и на плоскости; развитие слухо-зрительно-двигательной координации; формирование представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия; п онимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; формирование аналитико-синтетической деятельности; умение пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой память.
Направления работы: формирование счётной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти. ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Определение наиболее значимых нарушений – факторов риска в каждом виде дискалькулии – позволяет сделать вывод о том, что существуют и одинаковые виды нарушений, которые являются значимыми одновременно для профилактики нескольких видов дискалькулии . Например, непонимание математической терминологии является значимым как для профилактики операциональной дискалькулии , так и графической , и дислексической дискалькулии . Нарушение зрительного восприятия является значимым для профилактики опрециональной , графической , дислексической и практогностической дискалькулии и т.д. Это подтверждает предположение о необходимости проведения логопедической работы по профилактике дискалькулии параллельно по всем видам.
Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед . Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности. Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость . КОРРЕКЦИЯ
Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии . Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению . На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления. КОРРЕКЦИЯ
« Дискалькулия у взрослых – повод для немедленного обращения к неврологу, она может быть проявлением угрожающего жизни состояния!» В большинстве случаев это проявление органического поражения головного мозга, чаще всего инсульта. Также причинами дискалькулии у взрослых могут быть опухоли, травмы, кисты при их локализации в височной области. ДИСКАЛЬКУЛИЯ У ВЗРОСЛЫХ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискалькулия у детей с ОНР
В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп им...
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов. В работе...
Виды работ по профилактике дискалькулии
Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч...
Дискалькулия как специфическое нарушение счета
В статье представлены теоретические сведения о дискалькулии, исторический обзор, этиология, симптоматика, классификации. Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии ...
Профилактика и коррекция дискалькулии
презентация...
Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.
Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...
РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Из опыта работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического строя языка .Пособие для педагогов и родителей....