Конспект занятия "В стране гласных звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
ТЕМА: «В стране гласных звуков». ЦЕЛЬ: формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_glasnyh_zvukov_-konspekt_zanyatiya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «В стране гласных звуков».
ЦЕЛЬ: формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- продолжать закреплять у детей понятие «гласные звуки», их роль в формировании навыков плавной речи;
- уточнить представление детей об артикуляционных и акустических признаках гласных звуков: а, о, у, ы, и, я.
- продолжать учить правильному согласованию слов в предложении (прилагательных с существительными);
- продолжать учить распространять предложения.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать формировать навыки релаксационно - диафрагмального дыхания;
- продолжать формировать навыки рациональной голосоподачи и голосоведения;
- развивать просодическую сторону речи;
- развивать координацию и ритмизацию движений, формировать чувство речевого ритма;
- продолжать учить детей синхронизации речи с движением;
- формировать навыки вопросно-ответной речи, как на зрительной, так и на слуховой опоре; учить самостоятельным ответам на вопросы, как односложно, так и в развернутой формулировке.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у детей навыки регуляции эмоционального состояния;
воспитывать уверенность в себе, в своих силах;
- воспитывать умение преодолевать страх перед речью;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- формировать навыки общения со сверстниками и окружающими ребенка взрослыми;
- продолжать воспитывать у детей навыки плавной самостоятельной речи, соблюдать правило: «Говорим всегда красиво, стройно и неторопливо».
Предварительная работа:
- выполнение упражнений на формирование навыков релаксационно - диафрагмального дыхания; рациональной голосоподачи и голосоведения; на расслабление мышц по контрасту с напряжением;
- рассматривание предметных картинок и проговаривание слов на первые ударные звуки: а, о, у, и, я; звук ы;
- разучивание стихов;
- дидактическая игра «Скажи какой, какая, какое, какие?».
Материал и оборудование:
* игрушки вертушки на каждого ребенка;
* предметные картинки на звуки: а, о, у, и, я, ы;
* «Волшебный мешочек»;
* веревочки разной длины и толщины;
* веревочки с узелками;
* индивидуальные подушки на каждого ребенка;
* магнитофон;
* витамины.
№ п/п | Ход занятия | Методические действия |
1. | Организационный момент: - Дети, сегодня мы, как всегда отправляемся в страну гласных звуков. Доберемся мы туда на волшебных вертушках – ветрячках. - Но, чтобы получить ветрячок,надо выполнить задание: каждому из вас я буду показывать движения, которые обозначают тот или иной звук, а вы этот звук должны пропеть красиво, на выдохе. (после того, как все получили ветрячки – дети «летят» с их помощью к своим стульчикам) Упражнение «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее». Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз) Это мама, не каприз! Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево) Посмотри как королева. Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам) Нужно нам, так нужно нам. Головою покрутить (вращение головой) Не забыть, не забыть. И Незнайками побыть (пожимание плечами) Плечи вверх и опустить. И плечами повращать (вращение плечами вперед и назад) Нужно плечики размять. Вперед-назад, вперед-назад (плечи вперед и плечи назад) И все дела пойдут на лад. Дидактическая игра «Повтори за мной». - Сядет тот, кто повторит цепочку звуков,слогов,слов. | Игровой момент. Изолированное произношение звуков. Упражнение на дыхание. Синхронизация речи с движениями. Упражнение на развитие фонематического слуха. |
2. 2.1. | Релаксация: - Вот мы с вами очутились в «стране гласных звуков», примите позу покоя. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая: Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно: Расслабление - приятно! Ручки напрягаем - и сразу расслабляем. Ножки напрягаем - и сразу расслабляем. Животик напрягаем – и сразу расслабляем. Щечки напрягаем – и сразу расслабляем. Упражнение «Не циркач и не артист сам себе я массажист». Ручки растираем (потирание ладоней) И разогреваем (хлопки), И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз), Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам). Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз). Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди), Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки), Щечки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями). Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу). Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперед), Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательные пальцы разминают обе губы). Уголками губ мы щечки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта), А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам). Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух) И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губу параллельно друг другу, и двигаются навстречу/врозь друг другу). Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе). Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык - под нижней губой и поколачивание по нижней губе). Тянем, подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам). А потом по шее ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами). | Упражнение на снятие мышечного напряжения. Расслабление по контрасту с напряжением. Самомассаж. |
2.2. | Дыхательные упражнения «Полный вдох» «Жук» «Комар» «Лыжник» «Пахнет дымом!» | Упражнение на формирование релаксационно - диафрагмального дыхания. |
2.3. | - В стране гласных звуков мы уже знакомы со многими жителями. Назовите их (а, о, у, и, ы, я); покажите. - Все гласные звуки очень дружны между собой и с удовольствием занимаются пением. Послушайте меня внимательно и попробуйте повторить их дружные песенки. | Пропевание изолированных звуков с движениями. Пропевание сочетаний звуков с движениями рук. |
2.4. | Работа с предметными картинками - Наши друзья – гласные звуки, помогают нам красиво, плавно говорить, особенно тогда, когда они стоят в начале слова под ударением. Дидактическая игра «Узнай звук и назови слово на данный первый ударный слог». - Иногда они спорят между собой. Дидактическая игра «Это…, а это…». | Проговаривание слов на заданный первый ударный гласный звук. Упражнение в составлении сложносочиненных предложений. |
2.5. | - Наши друзья, гласные звуки, приготовили нам сюрприз, «Волшебный мешочек», попробуйте угадать, что в нем? - Правильно, это яблоко. Посмотрите, какое оно? (красивое, круглое, наливное). - На чем растет яблоко? (на яблоне). - Где растет яблоня? (в саду). - У кого есть сад? - А теперь попробуем рассказать о яблоне в одном предложении. Я начну, вы – продолжайте, предложение получайте, яблоко передавайте. | Упражнение на развитие тактильных ощущений. Упражнение детей вопросно-ответной речи. Упражнение детей в распростране-нии предложений |
2.6. | - Молодцы! Хорошо мы потрудились! Пора и отдохнуть на солнечной лужайке в стране гласных звуков. Но на нее можно попасть, только выполнив задание. | Дифференцированное упражнение по возможностям детей: повторяем звуки, слова, стихи(инд.подход). |
2.7. | Групповая психотерапия «Волшебный сон». (дети лежат на ковриках с закрытыми глазами) Реснички опускаются … Глазки закрываются … Мы спокойно отдыхаем…(Два раза) Сном волшебным засыпаем… Дышится легко…ровно…глубоко… Наши ручки отдыхают… Отдыхают…засыпают…(Два раза) Шея не напряжена И рассла-а-бле-на… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется. (Два раза) Дышится легко…ровно…глубоко… Напряженье улетело… И расслаблено все тело…(Два раза) Будто мы лежим на травке… На зеленой мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки теплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги теплые у нас… Дышится легко…ровно…глубоко… Губы теплые и вялые, Но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется…(Два раза) И послушный наш язык Быть расслабленным привык! Нам понятно, что такое Состояние покоя… Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… | Релаксация под спокойную музыку. |
3. | - Сейчас я проверю, как вы расслабились и отдохнули. - Молодцы! Я угощу вас волшебными витаминками, а вы догадайтесь, какую оценку получили и почему. - А теперь нам пора домой, в группу. Вернуться нам помогут волшебные вертушки – ветрячки. | Сюрпризный момент. Анализ занятия, подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии
Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....
Конспект занятия "Страна Неболейка"
• Закрепить простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание).• Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. •Познакомить с поговоркой.•Ввести в активный слова...
Конспект занятия "Страна Спортландию"
Конспект открытого занятия по физкультуре в подготовительной к школе группы "Страна Спортландия". Которое помогаетобучать детей в играя, а так же формировать у детей умение выполнять неско...
Конспект занятия "Страна Динозаврия"
Занятие по лепке с использование дополнительного нетрадиционного материала для детей подготовительной группы...
Конспект занятия "Страна доброта"
Конспект....
Конспект занятия "Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы
Конспект занятия"Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы...
Конспект занятия "Страна осенних зеркал"
Цель: Формировать умение рисовать осеннее дерево на зеркале. Задачи:1. Познакомить с техникой рисования гуашью по зеркалу.2....