"Как научить ребенка читать?"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Ткачева Наталья Николаевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 241

«Детский сад комбинированного вида»

Консультация для родителей

КАК  НАУЧИТЬ  РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?

подготовила  учитель-логопед:                                                                                  Ткачева Наталья Николаевна

2017

г. Кемерово

Современные родители  хотят видеть малыш умным, одаренным, умеющим читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо».  Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма?

В обучении чтению и письму принимают участие такие психические способности, как:  

Зрительное, пространственное восприятие, которое помогает узнавать и отличать  буквы между собой, ориентироваться на листке бумаги.

Зрительные  внимание и память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи.

Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков и букв: услышать звук – правильно повторить – соотнести звук с соответствующей буквой – написать букву и правильно прочитать

Способность к языковому анализу и синтезу помогает выделять заданный звук из потока звуков, из слога, в слове, слог из слова, слово из предложения,  соединять звуки в слог, составлять из слогов слово, из слов предложение.

Советы для успешного обучения чтению

  1. Учить ребенка читать и писать нужно с 4 лет.
  2. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить». При их произнесении воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные (П,Н) – эти звуки нельзя пропеть, протянуть, на пути звука во рту образуется преграда. Названия букв произносите кратко, как звуки –Б, а не БЭ, М, а не МЭ.
  3. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков
  • «Хлопни, если услышишь звук А»
  • «Найди и назови картинки, в названии которых звук….»
  • «Хлопни, когда услышишь звук в слове»
  • «Кто больше назовет слов на звук …»

И так со всеми звуками.

  1. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву – видим и пишем.
  • А-а-а. какой звук я произнес?
  • Да, ты услышал звук А. Это буква А, которая обозначает произнесенный мной звук. На что она похожа?
  • Давай нарисуем, слепим, выложим из палочек эту букву.
  • Найди эту букву среди других
  • Зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

  1. Учите слушать и определять место звука в слове (в начале, середине или конце слова). Гласные обозначаем красной фишкой.
  • Произнеси слово «автобус»
  • Какой первый звук в этом слове?
  • Какой это звук?(гласный или согласный)
  • Обозначим его красным кружком. Куда положим кружок на схеме? (в начало слова)
  1. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. (Например, звуки П –Пь в словах пушинка-перышко)

Твердые согласные обозначим синей фишкой (твердые как лед,  Мягкие согласные - зеленой (мягкие как травка)

  1. Согласные звуки могут быть звонкими и  глухими.

(Например, звуки Б –П. Б – голос звенит, работают в горле голосовые складочки, звук звонкий. П- голос молчит, слышен только шум, звук глухой)

  1. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. (Не М-А-М-А. а МАМА. В нашей речи звуки «держатся друг за друга»
  2. Обучение чтению начинается с чтения слогов
  3. Без гласных не получится слога, без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог.

  1. Обратите внимание ребенка на то, что когда согласные дружат с гласными А,О,У,Ы,Э, они  (кроме Ч и Щ) – твердые. Когда дружат с гласными И, Е, Ё, Ю, Я (кроме Ш,Ж,Ц) – они мягкие.

Запомните, звуки Ш,Ж,Ц – всегда твердые

Звуки Ч, Щ – всегда мягкие

Звук Й – мягкий согласный.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...