"Как научить ребенка читать?"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 241
«Детский сад комбинированного вида»
Консультация для родителей
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?
подготовила учитель-логопед: Ткачева Наталья Николаевна
2017
г. Кемерово
Современные родители хотят видеть малыш умным, одаренным, умеющим читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма?
В обучении чтению и письму принимают участие такие психические способности, как:
Зрительное, пространственное восприятие, которое помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листке бумаги.
Зрительные внимание и память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи.
Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков и букв: услышать звук – правильно повторить – соотнести звук с соответствующей буквой – написать букву и правильно прочитать
Способность к языковому анализу и синтезу помогает выделять заданный звук из потока звуков, из слога, в слове, слог из слова, слово из предложения, соединять звуки в слог, составлять из слогов слово, из слов предложение.
Советы для успешного обучения чтению
- Учить ребенка читать и писать нужно с 4 лет.
- Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить». При их произнесении воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные (П,Н) – эти звуки нельзя пропеть, протянуть, на пути звука во рту образуется преграда. Названия букв произносите кратко, как звуки –Б, а не БЭ, М, а не МЭ.
- Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков
- «Хлопни, если услышишь звук А»
- «Найди и назови картинки, в названии которых звук….»
- «Хлопни, когда услышишь звук в слове»
- «Кто больше назовет слов на звук …»
И так со всеми звуками.
- Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву – видим и пишем.
- А-а-а. какой звук я произнес?
- Да, ты услышал звук А. Это буква А, которая обозначает произнесенный мной звук. На что она похожа?
- Давай нарисуем, слепим, выложим из палочек эту букву.
- Найди эту букву среди других
- Зачеркни все буквы А.
И так со всеми буквами.
- Учите слушать и определять место звука в слове (в начале, середине или конце слова). Гласные обозначаем красной фишкой.
- Произнеси слово «автобус»
- Какой первый звук в этом слове?
- Какой это звук?(гласный или согласный)
- Обозначим его красным кружком. Куда положим кружок на схеме? (в начало слова)
- Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. (Например, звуки П –Пь в словах пушинка-перышко)
Твердые согласные обозначим синей фишкой (твердые как лед, Мягкие согласные - зеленой (мягкие как травка)
- Согласные звуки могут быть звонкими и глухими.
(Например, звуки Б –П. Б – голос звенит, работают в горле голосовые складочки, звук звонкий. П- голос молчит, слышен только шум, звук глухой)
- Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. (Не М-А-М-А. а МАМА. В нашей речи звуки «держатся друг за друга»
- Обучение чтению начинается с чтения слогов
- Без гласных не получится слога, без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог.
- Обратите внимание ребенка на то, что когда согласные дружат с гласными А,О,У,Ы,Э, они (кроме Ч и Щ) – твердые. Когда дружат с гласными И, Е, Ё, Ю, Я (кроме Ш,Ж,Ц) – они мягкие.
Запомните, звуки Ш,Ж,Ц – всегда твердые
Звуки Ч, Щ – всегда мягкие
Звук Й – мягкий согласный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
К недели книги: "Как заучивать стихи" , "Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение", "Как научить ребенка беречь книги"
Подборка материалов к недели книги...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми? В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...
"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"
Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...