"Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями"
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Лактионова Ирина Владимировна

Материалы предлагаемого сообщения включают в себя формы взаимодействия с родителями непосредственно из опыта работы коллектива группы детского сада комбинированного вида № 12 с.Белая Глина Краснодарского края. «От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что

в его разум и сердце вошло

из окружающего мира -

от этого, в решающей степени, зависит

каким человеком станет сегодняшний

малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

В настоящее время разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, по мнению авторов, строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

Таким образом, целью нашей работы с родителями является установление взаимодействия и формирование равноправных доверительных отношений специалистов группы с семьями воспитанников, что включает в себя решение следующих задач.

1.Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

2. Объединение усилий для развития и воспитания детей.

3.Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

5.Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

6. Предоставление всем членам семьи возможности для активного участия в групповой деятельности.

Для того, чтобы достичь поставленные задачи необходимо использовать позитивный настрой на общение, который является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей.

1.Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно - образовательного процесса, организуемого в ДОУ.

2.Психолого - педагогическое просвещение родителей.

3.Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Всей своей работой воспитателю и сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Суще­ствуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго­га с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные. 
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; работа с родительским комитетом группы; тренинги; семинары – практикумы.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи. Поэтому мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов.

Перед проведением собрания мы обдумываем оригинальное нестандартное название мероприятия; лично приглашаем родителей, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до собрания; стараемся заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (можно оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу; включаем в собрание выступление детей видеозапись фрагментов занятий и других видов деятельности воспитанников, сюрпризные моменты.

    К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы.

     Наглядно-информационные формы могут включать в себя информационные проспекты для родителей, организацию дня открытых дверей, организацию просмотров занятий и других видов деятельности детей, изготовление папок-передвижек с интересующей родителей информацией и информацией с педагогическим содержанием, фотовыставки к тематическим праздникам. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Важные моменты:

- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

    Нетрадиционные и инновационные формы организации работы с родителями воспитанников группы могут включать в себя следующие виды.

1.Информационно - аналитические: проведение социологических опросов, анкетирование.

2.Досуговые: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в инсценировках сказок, в посещении картинной галереи ДОУ, конкурсы семейных талантов, семейные проекты «Вместе мы семья», «Земля – наш общий дом» и др.

3.Познавательные: семинары-практикумы, педагогическая гостиная,  тренинги, проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме, игры с родителями и совместные игры родителей и детей с педагогическим содержанием.

Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­ми, а в том, чтобы целесообразно сочетать разные формы работы: как традиционные, так и инновационные.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ, основанная на здоровьесберегающих технологиях.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, коллектив МБДОУ д/с «Детство» комбинированного вида д /с № 185 организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья ...

"Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО"

Выступление на методическом объединении старших воспитателей по вопросам инновационных и неформальных форм работы с семьёй и привлечению родителей к участию в совместой деятельности с педагогами, деть...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.Советы родителям.

В данной статье представлен материал для родителей.            Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.          ...

ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

ПРИМЕРЫ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ  Родительское собрание.Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимн...

Публикация статьи "Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями как фактор оптимизации воспитательно-образовательной деятельности: "Гость группы или игроволонтер" в электронном сборнике "Актуальные проблемы модернизации"

quot;Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями как фактор оптимизации воспитательно-образовательной деятельности: "Гость группы или игроволонтер"...

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) и детьми.

1. Взаимодействие педагогических работников с детьми2. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся3. Особенности взаимодействия педагогичес...