"Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями"
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Материалы предлагаемого сообщения включают в себя формы взаимодействия с родителями непосредственно из опыта работы коллектива группы детского сада комбинированного вида № 12 с.Белая Глина Краснодарского края. «От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что
в его разум и сердце вошло
из окружающего мира -
от этого, в решающей степени, зависит
каким человеком станет сегодняшний
малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В настоящее время разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, по мнению авторов, строится на принципах доверия, диалога, партнерства.
Таким образом, целью нашей работы с родителями является установление взаимодействия и формирование равноправных доверительных отношений специалистов группы с семьями воспитанников, что включает в себя решение следующих задач.
1.Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
2. Объединение усилий для развития и воспитания детей.
3.Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
5.Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
6. Предоставление всем членам семьи возможности для активного участия в групповой деятельности.
Для того, чтобы достичь поставленные задачи необходимо использовать позитивный настрой на общение, который является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
1.Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно - образовательного процесса, организуемого в ДОУ.
2.Психолого - педагогическое просвещение родителей.
3.Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Всей своей работой воспитателю и сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; работа с родительским комитетом группы; тренинги; семинары – практикумы.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Поэтому мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов.
Перед проведением собрания мы обдумываем оригинальное нестандартное название мероприятия; лично приглашаем родителей, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до собрания; стараемся заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (можно оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу; включаем в собрание выступление детей видеозапись фрагментов занятий и других видов деятельности воспитанников, сюрпризные моменты.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы.
Наглядно-информационные формы могут включать в себя информационные проспекты для родителей, организацию дня открытых дверей, организацию просмотров занятий и других видов деятельности детей, изготовление папок-передвижек с интересующей родителей информацией и информацией с педагогическим содержанием, фотовыставки к тематическим праздникам. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Нетрадиционные и инновационные формы организации работы с родителями воспитанников группы могут включать в себя следующие виды.
1.Информационно - аналитические: проведение социологических опросов, анкетирование.
2.Досуговые: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в инсценировках сказок, в посещении картинной галереи ДОУ, конкурсы семейных талантов, семейные проекты «Вместе мы семья», «Земля – наш общий дом» и др.
3.Познавательные: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, тренинги, проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме, игры с родителями и совместные игры родителей и детей с педагогическим содержанием.
Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями, а в том, чтобы целесообразно сочетать разные формы работы: как традиционные, так и инновационные.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ, основанная на здоровьесберегающих технологиях.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, коллектив МБДОУ д/с «Детство» комбинированного вида д /с № 185 организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья ...
"Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО"
Выступление на методическом объединении старших воспитателей по вопросам инновационных и неформальных форм работы с семьёй и привлечению родителей к участию в совместой деятельности с педагогами, деть...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»
: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.Советы родителям.
В данной статье представлен материал для родителей. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. ...
ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
ПРИМЕРЫ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Родительское собрание.Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимн...
Публикация статьи "Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями как фактор оптимизации воспитательно-образовательной деятельности: "Гость группы или игроволонтер" в электронном сборнике "Актуальные проблемы модернизации"
quot;Формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями как фактор оптимизации воспитательно-образовательной деятельности: "Гость группы или игроволонтер"...
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) и детьми.
1. Взаимодействие педагогических работников с детьми2. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся3. Особенности взаимодействия педагогичес...