Формирование правильного речевого дыхания у детей с ОНР
статья по логопедии на тему
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование правильного речевого дыхания. | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми -дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
- восстановлению носового дыхания при его нарушении.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
- упражнения можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упражнений должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
- Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений (например, дуем сначала на гладкий карандаш на столе, затем - на ребристый).
- Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
- Все упражнения выполнять в игровой форме.
- Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок; дуть на предмет, привязанный к ниточке.
Дыхательные упражнения делятся на:
- упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры «вертушки, мельницы, предметы на воде»…);
- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…);
- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…);
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);
- упражнения с проговариванием звуков.
Можно использовать предметы: вату, карандаши, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки и т.п.
Многие игры и упражнения по дыхательной гимнастике использую в своей работе.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие сильную воздушную струю через рот.
Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.
Игры, развивающие речевое дыхание.
«Кораблики»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
«Снег и ветер»
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики-«снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к
противоположному краю стола.
«Кто спрятался?»
На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
«Пузырьки»
Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным.
«Дудочка»
Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них длительно.
«Фокус»
Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа вверх.
«Свеча»
Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.
«Деревья»
Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева),
на которую предлагается дуть.
«Греем руки»
Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
Учитель – логопед: Львова Ирина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...
«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОНР
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни....
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений
В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для эффективного влияния на р...
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений
В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для эффективного влияния на р...
Формирование правильного речевого дыхания у детей с ОНР
Консультация для родителей по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...