Конспект "Осенние дары"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: Обобщить представления детей по теме: “Осень, дары осени”.
Коррекционно-образовательные задачи:
· Систематизировать знания детей, расширять словарный запас в процессе закрепления знаний об осени и ее дарах.
· Совершенствовать грамматический строй речи.
· Образование притяжательных прилагательных.
· Закреплять навык слогового анализа слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель: Обобщить представления детей по теме: “Осень, дары осени”. | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих и игровых, ИКТ технологий
для детей старшей группы компенсирующей направленности
« Осенние дары»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Сердюкова Елена Петровна
Санкт-Петербург
2017
Цель: Обобщить представления детей по теме: “Осень, дары осени”.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Систематизировать знания детей, расширять словарный запас в процессе закрепления знаний об осени и ее дарах.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Закреплять навык слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развить невербальное воссоздающее воображение на основе представления себя в сказочном времени.
- Развивать слуховое восприятие, воображение на основе прослушивания музыки, звуков.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать долговременную память на основе актуализации ранее полученных знаний об осени и её дарах.
- Развивать зрительное, слуховое внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, рассуждать, делать выводы.
- Развивать память, мышление, связную речь через мнемотаблицы, игры и упражнения.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
- Снимать мышечную и эмоциональную напряженность на основе релаксационной музыки.
- Регулировать функции дыхания - дыхательные упражнения.
- Развивать кратковременную память на основе воспроизведения полученных знаний в конце занятия (рефлексия).
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
- Формировать навык совместной работы в паре, в команде.
- Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки на основе умения действовать в детском коллективе сообща, подчиняться общим правилам.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
- Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедиа, презентация по теме «Осень. Дары осени», «живые» мнемотаблицы, магнитная доска; муляжи: грибов, овощей и фруктов; карточки с фруктами, овощами, ягодами и листьями; макеты лесных деревьев, сада, огорода и фруктового чуда – дерева, 7 корзинок, аудиозапись звука ветра и шуршание листьев, музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ход НОД
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Логопед: Ребята, мне стало известно, что нашу осень с ее дарами собирается похитить злодей и заточить её в тридесятое царство. А чтобы этого не случилось, осени смогут помочь ваши знания о ней. Вы готовы?
Ответ детей: Да
Логопед: Тогда отправляемся в путь. А попасть в нужное место нам поможет стихотворение «Сказочное времечко». Мы его вспомним и расскажем. Посмотрите на экран.
Слайд 1.
На экране « живая мнемотаблица» стихотворение «Сказочное времечко». Автор: В. Бредис.
Дети рассказывают стихотворение.
Сказочное времечко,
Времечко желанное.
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Проведут тропиночки
Нас в края далёкие
Через чащи тёмные
И моря глубокие.
Царство тридесятое
Чудесами славится.
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться.
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно,
Победит всё доброе
В сказке обязательно!
Слайд 2.На экране музыкальное видео с пейзажами осеннего леса. В группе
композиция лесной опушки.
Логопед: Ребята, мы оказались в нужном месте. Куда мы с вами попали?
Ответ детей: Мы попали в лес.
Логопед: Что растет в лесу?
Ответ детей: В лесу растут деревья, грибы, ягоды.
Логопед: На опушке леса деревья. Отгадайте, с какого дерева упал лист, и назовите, какой это лист. Возьмите по листу. Закрепите его на нужное дерево
(Образец с оставшимся листом.)
Ребёнок: Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист. (Закрепляет на дерево)…
Логопед: Ребята, что под деревьями растёт?
Ответ детей: Грибы.
Логопед: Грибочки всё время прячутся, чтобы не попасть в лукошко. Присядем и назовем их.
Ответ детей: лисичка, сыроежка, боровик, поганка, мухомор, волнушка, подберезовик.
Логопед: Возьмите по одному грибочку.
Сейчас поиграем в игру «Жадина». У вас ваш гриб.
Когда я буду одного из вас спрашивать, например, чей это мухомор,
он ответит «Это мой мухомор». Начинаем . Это чей …?
Ответ детей: Это мой боровик. Это моя лисичка. Это моя
волнушка…
Логопед: Молодцы! В лукошко сложите только съедобные грибы, а не съедобные оставим в лесу для животных.
Логопед: Ребята садитесь на пенёчки, под пенёчком возьмите карточку с заданием «Найди отличия». Найдите в каждой строчке лишний листочек и закройте его кружочком.
Дети выполняют задание.
Слайд 3.
Логопед: Ребята, посмотрите на экран и проверьте себя. Справились вы с заданием?
Ответ детей: Да.
Логопед: Ребята, нам осталось сходить за лесными ягодами. Вспомним стихотворение « По ягоды». И выполним его с движением.
Слайд 4.
На экране « живая мнемотаблица» стихотворение «По ягоды».
Там, где чаща дикая /Руки смыкают над головой. /
И родник шумит, /Руками выполняют волнистые движения./
Алою брусникою /На обеих руках смыкают большой
Ярко мох расшит. и указательные пальцы. /
Сердце наше радует / Руки в области сердца./
Полдень золотой. / Руки разводят в стороны./
Мы идём по ягоды /Шагают по кругу./
По тропе лесной.
Здесь лисе красавице /Изображают движение лисы./
Весело бродить
И зайчишкам нравится / Изображают движение зайца /
Хоровод водить.
Мы брусникой спелою / На корточках собирают бруснику./
Кошели набьём,
Про берёзку белую / Качают поднятыми руками вверх. /
Песенку споём. ………..
Логопед: Ребята, вспомните названия лесных ягод.
Ответ детей: брусника, малина….
Логопед: Послушайте, что это за звук?
Ответ детей: Это звук шуршания листьев.
Логопед: А чтобы переместиться дальше нам помогут листики. Возьмите по одному и правильно подуем на них. Все выполняют дыхательную гимнастику.
Слайд 5.На экране музыкальное видео с картинками сада.
Логопед: Ребята, куда мы с вами переместились?
Ответ детей: Мы переместились в сад.
Логопед: Что растёт в саду?
Ответ детей: Деревья, кусты, фрукты, ягоды.
Логопед: В лесу растут лесные ягоды, а в саду?
Ответ детей: В саду растут садовые ягоды.
Дети с логопедом подходят к композиции осеннего сада.
Логопед: Поиграем в игру: «Где растут ягоды». ( На магнитнойдоске две большие карточки с лесом и садом.)
Возьмите по комплекту карточек (В комплекте по две карточки). Подберите картинку с нужной ягодой, и назовите, что за ягода и где она растёт, в лесу или в саду.
Например: виноград растет в саду, а ежевика в лесу.
Ответ детей: Черника растет в лесу, а крыжовник растет в саду…
Логопед: Ребята, яблоки на каком дереве растут?
Ответ детей: Яблоки растут на яблоне.
Логопед: А давайте, расскажем наше любимое стихотворение о яблоньке. Посмотрите на экран.
Слайд 6 .
На экране « живая мнемотаблица» стихотворение «Яблонька». Автор: Е. Благинина.
Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки
Глаз не отведу!
Солнышко пригреет,
Дунут ветерки,
Опадут, осыплю
Наземь лепестки.
Станет наша яблонька
Проще и бедней,
А зато завяжутся
Яблочки на ней.
И подарит яблонька
Людям за труды
Крупные, румяные,
Сладкие плоды.
Логопед: Ребята, посмотрите, какое чудо – дерево! (Указывает на дерево, на котором растут четыре вида плодов). Назовите, какие плоды растут на дереве.
Ответ детей: груши, персики, мандарины, лимоны.
Логопед: А сейчас поиграем в игру «Веселый счет». Собирая урожай фруктов, сосчитаем их. ( Пример с грушами).
Ответ детей: Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов…
Логопед: Ребята вы слышите звук? Что это за звук?
Ответ детей: Звук ветра.
Логопед: Нам ветер поможет переместиться и попасть в другое место.
Слайд 7.На экране видео с картинками огорода и с музыкальным сопровождением.
Логопед: Ребята, куда нам на ветер помог переместиться?
Ответ детей: На огород.
Логопед: Что растет на грядке?
Ответ детей: лук, капуста…
Логопед: Поиграем в игру « Четвертый лишний». Фрукты – овощи.
Нужно назвать лишний овощ или фрукт и почему он лишний.
Ответ детей:
Подходят к композиции осеннего огорода с урожаем.
Логопед: Поиграем в игру «Собери урожай».
Название овоща разделить на слоги. В нужную корзину собрать урожай. На корзине обозначения слогов. В корзину с одним вагоном собираем овощ в названии, которого один слог…
Ответ детей: В слове лук один слог…
Логопед: Какой богатый урожай мы собрали. Поиграем в игру
« Что можно приготовить с даров осени». Из чего приготовлено и какое приготовление получилось? Например: Пирог из грибов какой? Грибной.
Логопед: Варенье какое?... (компот, сок, чай, салат).
Ответ детей: Компот ягодный, фруктовый…; чай..; варенье сливовое, персиковое….
Слайд 8. Музыкальный, осенний слайд –шоу.
В группу входит Осень
Осень: Здравствуйте ребята. Спасибо вам большое, что не дали мне царице Осени попасть в беду. Вы очень много знаете обо мне и моих дарах. В знак благодарности загадаю вам загадки.
(Загадывает детям загадки об осени и дарит дары осени.)
Прощание Осени: До свидания ребята. Мне надо спешить, еще есть дела перед наступлением зимы.
Слайд 9. Осень уходит под музыкальное сопровождение.
Логопед: Чтобы попасть обратно в группу, покружимся под музыку осени. (Все кружатся). Вот и попали к себе в группу. Ребята вы все такие молодцы!
( Акцентирует внимание у кого что получилось). Ребята, что вам было трудно? ( Что легко?).
Логопед и дети прощаются с гостями и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лети, лети листочек - дари, дари всем радость"
Осенняя сказка про путешествие листочка...
Мастер-класс "Волшебные дары" по "Дары Фребеля"
Мастер-класс "Волшебные дары". Воспитатель Щурова Г.В. Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимо...
Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"
Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"...
Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»
Дети на занятии закрепять и уточнят знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...
Мир искусства дарит мысли, дарит чувства
Прежде чем перейти к основной теме, подумаем над таким вопросом: рисование с малышами?! Большинство коллег пожмут плечами. Но...Становление личности ребенка начинается с его рождения — в этот пе...
Мир искусства дарит мысли, дарит чувства
Прежде чем перейти к основной теме, подумаем над таким вопросом: рисование с малышами?! Большинство коллег пожмут плечами. Но...Становление личности ребенка начинается с его рождения — в этот пе...
Дары Фребеля. Работа с даром №9(кольца и полукольца)
В публикации продставлена информация о Дарах Фребеля, а именно о Даре №9.Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприяти...