Выступление на родительском собрании «У школьного порога»
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Семинар – практикум для родителей дошкольников подготовительных к школе групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_u_shkolnogo_poroga.doc | 76 КБ |
u_shkolnogo_poroga.pptx | 516.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский №8» города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Семинар – практикум для родителей
дошкольников подготовительных к школе групп.
Тема: «У школьного порога».
Подготовили и провели
Педагог-психолог:
Ханова Г.Н.
Учитель-логопед:
- Шлюгина Н. В.
г.Агрыз. 2016г.
Цель мероприятия:
-Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания детей.
Задачи:
-Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам.
-Оказать помощь в создании условий для успешной благоприятной адаптации будущих первоклассников в школе;
-Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребенка к школе.
Методы:
- Беседа
- Практические упражнения
- Использование ИКТ
- Методический материал
- Диагностический материал
Предварительная работа:
-За 3 недели до мероприятия проведена диагностика выявления готовности детей к школьному обучению;
-за неделю до мероприятия вывешено приглашение родителей для участия в семинаре-практикуме;
-Подготовили памятки для участников мероприятия.
Оборудование:
Оформление зала, проектор, магнитная доска, 4 стола для родителей, фишки разных цветов, звуковые линеечки с 5-ю окошками, картинка школа, игра « Прочитай по первым звукам – слово», портфель, колокольчик, маркеры, чистые листы форматом А4.
Организация:
. . . .
1. х 2. х 3. . . . . 4. х
х
Ход мероприятия:
1.Вводная часть
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о проблеме обучения и воспитания детей. Будем искать пути их решения, затем перейдем к практической части, где вы будите оценивать свои знания.
Эмоциональный настрой:
- А сейчас дорогие родители я передам Вам вот этот портфель, тот, у кого в руках он окажется мысленно открывает его и кладет туда-то, что он хочет получить от сегодняшней встречи. ( Педагог передает портфель тому родителю, который сидит с левой стороны).
- Здорово! Молодцы! А теперь, пожалуйста, послушайте небольшое выступление.
2.Выступление педагога-психолога:
Скоро в школу! У многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. Родители начинают думать: готов ли мой ребенок, хватит ли ему усидчивости, какую учебную программу выбрать?
Что же делать? Прежде всего, успокоиться и понять, что лучше всего оставшееся время до школы использовать не на страхи, волнение, а на что-то более полезное для себя и ребенка. Вспомните ощущения, переживания, ожидания, волнения своего собственного первого дня в школе, расскажите ребенку о них.
И самое главное, постарайтесь дать понять ребенку следующее: «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и вместе справимся со всеми трудностями!»
Что же такое «готовность к обучению в школе?» Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – это психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремится к новой школьной жизни, к «серьезным занятиям», к «ответственным поручениям». Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
- А что же такое школьная готовность? Под школьной готовностью подразумевается совокупность интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки делать выводы.
Эмоциональная готовность – это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, сформированная произвольность поведения.
Социальная готовность подразумевает потребность в ощени со сверстниками, умение общаться с ними и умение слушать и выполнять указания воспитателя.
Психологическая готовность к школе – это целостное образование.
Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию психологических функций.
- А сейчас я хочу ознакомить Вас с результатами мониторинга готовности к школе, которое было проведено в апреле.
В готовых бланках дети выполняли 9 заданий.
1 задание называется «Шифровка» для определения внимания детей.
2 задание «Звуковой синтез», для выявления умения осуществлять звуковой синтез.
3 задание «Поручения», в этом задании проверяется саморегуляция и самоконтроль у детей.
4 задание «продолжи узор», Это задание назначено для установления развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
5 задание «Сосчитай, сравни, дополни», для выявления математических предпосылок у детей.
6 задание «Раскрашивание фигур», это задание дает возможность выявить у детей умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию.
7 задание «Пятый лишний» - это задание на оценку у детей мыслительных процессов.
8 задание «Слова» - это задание дает возможность оценить звукобуквенный анализ, у детей.
9 задание «Фонематическое восприятие», для выявления у детей фонематическое восприятие.
По итогам обследования дети разделились на следующие группы:
Уровни готовности | Количество детей | % |
Высокий | 13 детей | 34% |
Средний | 20 детей | 52% |
Ниже среднего | 2 детей | 6 % |
Низкий | 3 детей | 8% |
Эта статистика очень радует как Вас, уважаемые родители, так и нас сотрудников. И я думаю, Вы со мной согласитесь, что главная заслуга таких результатов – систематическая, планомерная работа с детьми воспитателей подготовительных групп Валиевой Миляуши Альвиртовны и Белоусовой Ольги Вячеславовны.
Педагоги детского сада прилагают максимум усилий для того, чтобы дети пошли в школу с достаточным запасом «Знаний Умений Навыков».
По результатам обследования имеются низкие показатели готовности к школе. Я думаю, что Вас заинтересовали эти результаты, для более подробной информации можете подойти в кабинет психолога для консультации в индивидуальном порядке.
- А сейчас я предоставляю слово учителю-логопеду Цибульской Татьяне Сергеевне.
3. Выступление учителя-логопеда:
Добрый вечер, уважаемые родители, я искренне рада видеть вас. Сегодня наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдёт в вашей семье,- поступление ребёнка в школу.
Ребёнок идет в школу, и с этим связаны самые противоречивые ожидания, надежды и тревоги. Важная задача родителей - помочь ему войти в школьную жизнь так, чтобы малыш был успешен в новой для него деятельности, наладил хорошие отношения с учителем и одноклассниками, сохранил интерес к учебе. Необходимо создать у ребенка позитивный, положительный образ школы как очень важного, интересного места, где учатся мальчики и девочки, подчеркивая престижность роли школьника. Однако это не все…. Родители должны знать, что дети, идущие в школу, имеют определённый багаж знаний, умений и навыков. Я коснусь речевой области.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы факторы адаптации, а так же
- развитая моторика рук;
- нормальное функционирование ЦНС;
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать и слышать;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность.
Особые требования предъявляются к усвоению ребенком родного языка:
- ребенок должен четко, правильно произносить все звуки родного языка;
- ребенок должен уметь выделять звуки из слова; определять место звука в слове; уметь подсчитывать количество звуков, слогов в слове; оценивается умение работать со схемой слова, навык послогового чтения;
- умение составлять предложения, распространять его однородными членами; уметь определять количество слов в предложении;
- владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание; уметь самостоятельно составлять рассказ описание.
Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. В наших силах добиться того, чтобы процесс подготовки стал доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой познавательной деятельности является игра, то именно она будет вам лучшей помощницей. В своем выступлении я хотела, чтобы вы запомнили те упражнения, игры, которые помогут вашим детям. Мы с педагогами подготовили небольшое количество заданий, которые мы используем на своих занятиях. Просим вас быть внимательными, и эти и подобные задания мы рекомендуем выполнять в летний период, чтобы ребенок не потерял полученные в саду ЗУН.
Диагностика различения речевых звуков на слух. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Взрослому не следует смотреть на называемую картинку.
Демонстрация слайдов №2 - №12.
Ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие этого слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. На выявление умения выделять отдельные звуки в слове можно предложить ребенку следующие задания.
Задание № 1.
Выделение звука на фоне слова. Ребенку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему словах заданный звук. Например: «Если услышишь звук [ Р ] – хлопни в ладоши:
КАРТИНА, СЫР, СУШКА, ВОРОНА.
САНКИ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР, СТРУНА.
ШКАТУЛКА, РАНЕЦ, КАРАНДАШ.
ЛУНА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ТОПОР.
ГОРА, СУГРОБ, ОБЛАКО.
Задание № 2.
Существует множество дидактических игр, на определение звуков в слове. Например, игра «Отгадай слово по первым звукам».
Приглашаются родители, им раздаются карточки с картинками.
- Ваша задача назвать каждое слово на карточке по порядку, определить первый звук каждого слова. Затем необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые нарисованы на картинках. Соединяя звуки, дети с интересом отгадывают зашифрованное слово. Со временем, научившись быстро отгадывать, дети сами начинают шифровать слова.
- В детском саду с детьми проводятся занятия по обучению дошкольников грамоте, на которых мы учим детей выполнять полный звуковой анализ слова. Сейчас мы с вами попробуем выполнить звуковой анализ слова ШКОЛА. Аналогично вы дома сможете со своим ребенком разобрать любое другое слово.
Приглашаются родители к столу, на котором лежат схемы, тарелочки с фишками.
- Пожалуйста, сосчитайте сколько слогов в этом слове. Давайте вместе отхлопаем слоги.
- Как еще можно проверить сколько слогов в слове?
- Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Назовите гласные звуки в слове ШКОЛА.
- Сосчитайте сколько звуков в этом слове. Отметьте эти звуки фишками. Гласные звуки обозначаем красными фишками, твердые согласные – синей фишкой, мягкие согласные – зеленой фишкой, ударение – черной фишкой.
Проверка сформированности у ребенка системы словообразования .
Задание №1
Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.
- Образуйте от данных слов новые слова. Например: большой стакан, а маленький….(стаканчик).
Демонстрация слайдов №13,14.
Задание №2
Образование глаголов при помощи приставок.
- Закончи начатые мной предложения:
- Весной птицы прилетают, а осень…
Демонстрация слайда №15.
Задание №3
Образование имен прилагательных.
- Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажи какой он? Например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ.
- Дом из камня -…..
Демонстрация слайдов №16,17.
- Также есть очень интересный прием, который поможет ребенку в дальнейшем обучении грамоте – это нахождение коротких слов в длинном слове.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру, для этого мы визуально разделим зал на команду группы №10 и №14. Каждая команда по очереди находит и называет слово, победит та команда, которая последней назовет слово. А слово у нас ПРЯМОУГОЛЬНИК.
Демонстрация слайда №18.
- Сегодня я познакомила вас с играми и приемами работы, которые помогут вам подготовить вашего ребенка к обучению в школе. Уважаемые родители! Желаю вам терпения, спокойствия, оптимизма в организации поддержки, которая требуется ребенку для обеспечения его успешного будущего. Будьте искренне заинтересованы в стремление вашего ребёнка стать школьником.
И главное, помните — все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
4. Заключение:
- (Звонок в колокольчик) Вот и прозвенел колокольчик, который оповещает нас о завершении нашей встречи. Сейчас я передам Вам этот колокольчик, тот, у кого он окажется, делится своим впечатлением о сегодняшнем мероприятии. (Родители высказывают своё мнение).
5. Слова благодарности:
-Спасибо и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.задание
2.задание
3.задание 1. к а р т и н а 2. 3. 4. 5. 6.
4.задание
5.задание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
6.задание
7.задание 1. Р 66 Б 22 В 99 С 77 Е ЭЦ 2. 3. 4. 5.
8.задание 1 2 3 4 5
9.задание
Начало учебного года. Уровни готовности Количество детей % Высокий 13 детей 34% Средний 20 детей 52% Ниже среднего 2 детей 6 % Низкий 3 детей 8%
Конец учебного года. Уровни готовности Количество детей % Высокий 27 детей 54 % Средний 21 детей 42 % Ниже среднего 2 детей 4 % Низкий 0 детей 0 %
2015-2016 учебный год. Уровни готовности Количество детей % Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года Высокий 16 27 35% 54 % Средний 14 21 31% 42 % Ниже среднего 7 2 21% 4 % Низкий 6 0 13% 0 %
Диагностика различения речевых звуков на слух - Покажи на картинку, которую я назову. С – Т санки - танки
С – Ш миска - мишка
Р – Л рожки-ложки
Б – П бочка - почка
Г – К горка-корка
Д –Т дочка-точка .
Б – Бь прибывает - прибивает
Л – Ль лук-люк
М –Мь мышка-мишка
Р – Рь круг -крюк
Т – Ть тапки-тяпки
Проверки сформированности у ребенка системы словообразования Задание № 1. Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов. - Образуй от данных слов новые. Например: большой стакан, а маленький….(стаканчик). Большой ключ, а маленький …. Большой графин, а маленький… Большая сковорода, а маленькая… Большая кровать, а маленькая …. Большая банка, а маленькая…. Большой жук, а маленький … Большой лес, а маленький …. Большой ручей, а маленький…. Большое зеркало, а маленькое….
Большая кукла, а маленькая…. Большое перо, а маленькое…. Большие часы, а маленькие…. Большие туфли, а маленькие …. Большое лицо, а маленькое …. Большое кресло, а маленькое …. Большая вишня, а маленькая …. Большая кастрюля, а маленькая… Большие сапоги, а маленькие… Большая змея, а маленькая… Большое яйцо, а маленькое…
Задание № 2. Образование глаголов при помощи приставок. - Закончи начатые мной предложения: Весной птицы прилетают, а осень… На дерево залезают, а с дерева… По дороге ходят, а через дорогу… В дом входят, а из дома… К дому подходят, а от дома … Воду в стакан наливают, а из стакана … Через канаву перепрыгивают, а через реку… Воду в банку доливают, а песок… Воду нечаянно разлили, а крупу… Глазами все рассмотрели, а ушами все…
Задание № 3. Образование имен прилагательных. - Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажи какой он? Например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ. Дом из камня -….. Дом из кирпича – Шляпа из соломы – Платье из шёлка – Шарф из шерсти – Монета из меди –
Ложка из олова – Кольцо из золота – Платок из пуха – Сумка из кожи – Ваза из хрусталя – Миска из глины – Кораблик из бумаги – Коробка из картона – Шуба из меха – Медвежонок из плюша
Прямоугольник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...
Родительское собрание "Ребенок на пороге школьной жизни"
Практикум для родителей...
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни"
Родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школьной жизни"...
Родительское собрание "Ребенок на пороге школьной жизни"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание " У школьного порога"
Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Для этого давайте выяс...
Протокол родительского собрания "Семья на пороге школьной жизни"
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Цель данного родительского собрания: формировани...
Конспект родительского собрания. Семья на пороге школьной жизни.
Материал для родителей. Большой объём информации полезной и нужной не только для родителей о подготовке детей к школе, но и для самих детей....