Как пополнить словарный запас у детей шести-семи лет
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Степанова Галина Вениаминовна

Сиатья "Как поплнить словарный запас у детей шести-семи лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как пополнять словарный запас у детей шести-семи лет.

Вашему ребёнку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения умение читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь!. Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться впечатлениями — и зачастую оказывается, что ребёнок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова - «паразиты». Очень важна роль словарного запаса и при овладении ребёнком в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно при достаточном словаре, при правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к шести — семи годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счёт прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.

Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

Игра «По дороге домой»

Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и две парадные. Вот рыжая пушистая кошка».

Упражнение «Что я загадал?»

Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним6 «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Упражнение «Загадай — мы отгадаем»

Составление детьми загадок-описаний.

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголочки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребёнка объяснить значение слов и слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детёнышей животных, профессий, посуды. Полезно знакомить с происхождением некоторых слов (Почему цветок - подснежник, а гриб - подберёзовик?»

Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требуют достаточного объёма словаря.

Упражнение «Скажи «наоборот»»

Взрослый называет слово, а ребёнок — противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, мёрзнуть — идти, война — мир и т. д.

Упражнение «Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно — два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища- еда - корм -продукты; жилище - дом - квартира -здание.

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и  объяснять их значение (упражнение «Почему так называют?», «Скажи по-другому»)



Предварительный просмотр:

Как пополнять словарный запас у детей шести-семи лет.

Вашему ребёнку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения умение читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь!. Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться впечатлениями — и зачастую оказывается, что ребёнок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова - «паразиты». Очень важна роль словарного запаса и при овладении ребёнком в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно при достаточном словаре, при правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к шести — семи годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счёт прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.

Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

Игра «По дороге домой»

Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и две парадные. Вот рыжая пушистая кошка».

Упражнение «Что я загадал?»

Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним6 «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Упражнение «Загадай — мы отгадаем»

Составление детьми загадок-описаний.

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголочки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребёнка объяснить значение слов и слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детёнышей животных, профессий, посуды. Полезно знакомить с происхождением некоторых слов (Почему цветок - подснежник, а гриб - подберёзовик?»

Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требуют достаточного объёма словаря.

Упражнение «Скажи «наоборот»»

Взрослый называет слово, а ребёнок — противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, мёрзнуть — идти, война — мир и т. д.

Упражнение «Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно — два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища- еда - корм -продукты; жилище - дом - квартира -здание.

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и  объяснять их значение (упражнение «Почему так называют?», «Скажи по-другому»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как пополнять словарный запас у детей

консультация для родителей...

«Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет».

Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний пред школьный год. Слово “школа” почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольны...

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет

Рекомендации для занятий с детьми...

Консультация для родителей : "Как пополнять словарный запас у детей"

В данной консультации даны специальные игры и упражнения на подбор  смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игр на словообразование и словоизменение....

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет...

"Как пополнить словарный запас у детей 6-7 лет"

quot;Как пополнить словарный запас у детей 6-7 лет"...

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет

Вашему вниманию предлагаю игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словарного запаса...