Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Копычева Елена Васильевна

Игры, которые можно использовать для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

«Ум ребёнка — на кончиках его пальцев», - писал  В. А. Сухомлинский, педагог.

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Почему важна мелкая моторика для развития речи и других навыков?

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:

  • массаж кистей рук и пальцев;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • пальчиковую гимнастику;
  • графические упражнения, штриховки;
  • лепку из пластилина;
  • собирание конструкторов и мозаик;
  • рисование и раскрашивание;
  • вырезание ножницами;
  • работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
  • игры с верёвочкой, шнуровку.

В своей презентации я хочу представить игры, которые использую в своей работе по развитию мелкой моторики. Буду рада, если мои коллеги или родители дошколят воспользуются моей подборкой игр для того, чтобы разнообразить свою работу  в данном направлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Подготовил учитель-логопед Копычева Елена Васильевна

Слайд 2

Застегни пуговицы

Слайд 3

Прищепки

Слайд 4

Волчки

Слайд 5

Резиночки. Забавные палочки.

Слайд 6

Гаечки (любимая игра мальчиков)

Слайд 7

Лабиринт (прокати шарик)

Слайд 8

Завяжи шнурки, собери бусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики....

Игра для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Корзиночки с цветами и ягодами»

Уважаемые, коллеги и родители! Предлагаю вашему вниманию процесс изготовления игры «Корзиночки с цветами и ягодами» для развития мелкой моторики. Мастер-класс будет интересен воспитат...

Игры на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Варианты игр для детей дошкольного возраста....

Книга-игра по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В данной работе, автором предлагаются различные виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста....

Игры на развитие мелкой моторики для, детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельс...