Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Игры, которые можно использовать для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.77 КБ |
igry_dlya_razvitiya.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша
«Ум ребёнка — на кончиках его пальцев», - писал В. А. Сухомлинский, педагог.
Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.
Почему важна мелкая моторика для развития речи и других навыков?
- Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
- Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
- Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
- недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
- неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
- если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
- такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:
- массаж кистей рук и пальцев;
- игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
- пальчиковую гимнастику;
- графические упражнения, штриховки;
- лепку из пластилина;
- собирание конструкторов и мозаик;
- рисование и раскрашивание;
- вырезание ножницами;
- работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
- игры с верёвочкой, шнуровку.
В своей презентации я хочу представить игры, которые использую в своей работе по развитию мелкой моторики. Буду рада, если мои коллеги или родители дошколят воспользуются моей подборкой игр для того, чтобы разнообразить свою работу в данном направлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Застегни пуговицы
Прищепки
Волчки
Резиночки. Забавные палочки.
Гаечки (любимая игра мальчиков)
Лабиринт (прокати шарик)
Завяжи шнурки, собери бусы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики....
Игра для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Корзиночки с цветами и ягодами»
Уважаемые, коллеги и родители! Предлагаю вашему вниманию процесс изготовления игры «Корзиночки с цветами и ягодами» для развития мелкой моторики. Мастер-класс будет интересен воспитат...
Игры на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Игры для детей дошкольного возраста....
Игры на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Варианты игр для детей дошкольного возраста....
Книга-игра по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В данной работе, автором предлагаются различные виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста....
Проект по мелкой моторике «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры (4-5 лет)»
мелкая моторика...
Игры на развитие мелкой моторики для, детей дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельс...