Буклет
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Желаю вам успехов!
Составила: учитель – логопед Буйвалова Н.Н
МБДОУ № 8
Нарушение звукопроизношения.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных особенностей у некоторых детей возрастное нарушение звукопроизношения самостоятельно не исчезает, а лишь закрепляется.
3-4 года.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю).
Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4).
Звукопроизношение. Произношение детей характеризуется рядом особенностей.
Согласные произносятся смягченно («лёзецька»— ложечка).
Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок),
ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).
Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук»—жук), ч — ц («оцки», «отьки» — очки), щ — с', т’ («сетка», «тётка» — щётка).
Звуки л и р пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' «лямпа» — лампа, «глюка» — рука), j («ямпа» — лампа, «кжа» — рука).
На четвертом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как С, З, Ц,
Внимание! Вас должно насторожить, если ребенок в этом возрасте заменяет звуки С З Ц другими звуками или искажает их звучание, особенно если язык высовывается между зубами или отклоняется в сторону (слышится хлюпающийся звук).
4-5 лет.
Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.
Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
- исчезает смягченное произношение согласных;
- многие звуки произносятся более правильно и четко;
- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д;
- исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки Ш Ж Ч Щ произносятся недостаточно четко ; не все дети умеют произносить звуки Л и Р.
При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как Ш Ж Ч Щ
Внимание! Вас должно насторожить, если ребенок старше 5-х лет смягчает звуки С З (например, сябака), что может быть допустимо только детям не старше 5-х лет
5-6 лет.
К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением ВСЕХ звуков речи. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как Р и Л.
Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: звук Р заменяется Л или Й; звук Л заменяется Ль. Связанно это с неустойчивым употреблением уже сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
Внимание! Вас должно насторожить, если ваш ребенок старше 5-ти лет заменяет или искажат звуки:
- заменяет звук Ш на С Ж на З Ч на Ть Щ на Сь
– произносить звук Ш с призвуком Ф
– при произнесении звуков Ш и Ж язык находится внизу. И звук слышится чуть смягченно.
- произносит звук Р горлом.
Норма усвоения звуков (по годам):
Возраст ребенка | 4 лет | 5 лет | 6 лет | 7лет |
Звуки | ИЫУ ФВ ТДН КГХЙ | С З Ц | Ш Ж Ч Щ | Л Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Права ребенка"
В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....
Буклет о спорте
Стихи и загадки о спорте....
Буклет "Олмпийские игры"
В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс сделан в программе фотошоп....
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....
Буклет для родителей "Полезные советы"
Предлагаю вашему вниманию «Полезные советы». Они помогут Вам донести до детей самоценность окружающих нас живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищённость, дадут повод задуматься ...
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...