занятие по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
данный материал поможет в игровой форме закрепить слоговую структуру речи и способствовать развитию фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-7 лет) с элементами театрализации «В волшебной стране скороговорок».
Тема: “В волшебной стране скороговорок”
Цели:
Коррекционные:
совершенствовать звуко-слоговую структуру слов на материале скороговорок, звуко-слоговой анализ и синтез. Развивать координацию речи и движений, чувство ритма, дикцию.
Обучающие: развивать диалогическую и монологическую речь, коммуникативные способности.
Воспитательные: развивать творческую активность, эмоциональное восприятие и мимику. Поддерживать интерес к скороговоркам.
Оборудование: фонограмма – голоса птиц, шум леса, костюмы Мальвины, Буратино, “волшебный клубок”, грецкие орехи, “волшебная клумба”, пальчиковый бассейн, сувениры-игрушки, коробка со скороговорками.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Развитие диалогической речи.
Лес, школьная доска. Буратино около парты, подгруппа детей вместе с логопедом сидят на стульях сбоку, фонограмма – шум леса, голоса птиц.
Мальвина заходит: Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!
Здрав – ствуй, Бу – ра – ти – но (произносит по слогам, отхлопывает слоги, берётся за юбочку и кивком головы приветствует).
Буратино: Здрав – ствуй, Маль – ви – на (произносит по слогам, отхлопывает слоги, ставит руки на пояс, приветствует и садится за парту).
Мальвина: Итак, займёмся азбукой. К- О-Т. Какое слово я произнесла?
Буратино: Кот.
Мальвина: Подели слово “кот” на слоги.
Буратино: Кот (отхлопывает слоги).
Мальвина: Сколько раз ты хлопнул?
Буратино: Я хлопнул один раз, потому что в слове “кот” один слог.
Мальвина: Правильно. Расскажи скороговорку про кота по слогам, говори чётко, хорошо шевели губами.
Буратино: Ле – же – бо – ка ры – жий кот от – ле – жал се – бе жи – вот (закрывает лицо весёлой маской – рожицей).
Мальвина: Буратино, Вы ужасный шалун. Вы должны быть наказаны (опускает голову, расстроилась).
II. Сообщение цели занятия. Мимическая зарядка.
Логопед с детьми: Здесь живут Хмурилки? (лицо – недовольное, брови сведены)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Хмурилки (мимика – недовольная, брови сведены)
Дети: Здесь живут Дразнилки? (Дразнятся)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Дразнилки. (Дразнятся)
Дети: Здесь живут Смешилки? (улыбаются.)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Смешилки? ( улыбаются)
Дети: Здесь живут Страшилки? (показывают страшную рожицу)
Буратино с Мальвиной: Здесь живут Страшилки (показывают страшную рожицу)
Дети: И носики Бибки? (показывают кончик носа)
Буратино с Мальвиной: И носики Бибки (показывают кончик носа)
Дети: Где ваши улыбки? (Улыбаются, пальчики на щеках)
Буратино с Мальвиной: Вот наши улыбки (Улыбаются, пальчики на щеках)
Логопед и ребята: Здрав – ствуй – те, ре – бя – та (произносят по слогам, отхлопывают слоги).
Буратино и Мальвина: Здрав – ствуй – те (произносят по слогам, отхлопывают слоги).
Логопед: Ребята, вы узнали, кто вас приветствует?
Ребята: Буратино и Мальвина.
Логопед: (Слышится скороговорка “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь…”). Ребята, мы с вами в сказочной стране. Здесь живут скороговорки. Сегодня мы с вами встретимся со скороговорками, будем играть со словами и делить их на слоги. Поможет нам в этом волшебный клубочек. А сейчас:
III. Комплексная артикуляционная и пальчиковая разминка под фонограмму.
- дети делают вдох через нос – руки вытягивают ладонями вперёд,
выдох – тянут звук [О], руками рисуют круги;
– упражнение “Крокодил”:
открывают и закрывают рот – руки вытягивают вперёд с соединенными запястьями и разведёнными кистями;
– упражнение “Качели”:
поднимают и опускают язычок к верхней и нижней десне – кисти рук при этом поднимаются вверх и опускаются вниз;
– упражнение “Часики”:
руки ставят перед собой ладонями вперёд, пальцы прижаты друг к другу. Язык и кисти рук выполняют движения вправо-влево;
– упражнение “Щёлканье”:
дети одновременно с щёлканьем языка поочередно сжимают и разжимают кулачки то правой, то левой руки;
– упражнение “Дятел” ( дД – дД – дД, ддД – ддД – ддД);
– проговаривание слоговых рядов (пальцы рук поочерёдно
соединяются с большим пальцем):
ТВАМ – ТВОМ – ТВУМ – ТВЫМ
СКАМ – СКОМ – СКУМ - СКЫМ
КНАМ – КНОМ – КНУМ – КНЫМ
ПЛАМ – ПЛОМ – ПЛУМ – ПЛЫМ
ВТАМ – ВТОМ – ВТУМ - ВТЫМ
ТПАМ – ТПОМ – ТПУМ – ТПЫМ
ПНАМ – ПНОМ – ПНУМ – ПНЫМ
– угадывание нормативного слова (по картинкам)
МАСОВАР – САМОВАР
РАСАФАН – САРАФАН
НАНАНАСЫ – АНАНАСЫ
КОШОЛАД – ШОКОЛАД
ЧАШАК – ЧАШКА
ДЕВОРО – ДЕРЕВО
ГЕБЕМОТ – БЕГЕМОТ
ПИНИНО - ПИАНИНО
МАСОЛЁТ – САМОЛЁТ
ПУМЕЛЁТ – ПУЛЕМЁТ
IV. Ритмическая гимнастика “Белка” под музыку. Развитие чувства ритма, голосового диапазона.
Логопед: Какое красивое дерево, а кто в дупле?
Ребята: (дети проговаривают стишок и отстукивают скорлупками грецких орехов его ритм).
Каждый день без всякой спешки
Я в дупле грызу орешки.
Щёлк-щёлк-щёлк щёлк-щёлк-щёлк
Щёлк-щёлк-щёлк щёлк-щёлк-щёлк
Я печальной не бываю,
Веселюсь и напеваю -
ля-ля-ля ля-ля-ля
Я печальной не бываю,
Веселюсь и напеваю -
ля-ля-ля ля-ля-ля
Всем видна моя сноровка,
Я скачу по веткам ловко.
Скок-скок-скок скок-скок-скок
Скок-скок-скок скок-скок-скок
Я печальной не бываю,
Веселюсь и напеваю -
ля-ля-ля ля-ля-ля
V. Совершенствование звукослоговой структуры слова, координации речи и движений, формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда, закрепление представлений о схеме тела.
Логопед: У меня есть волшебный клубочек. Ой, куда он катится?
Ребята: К клумбе.
Логопед: Клумба волшебная, она запоминает все скороговорки, которые ей рассказывают. Вспомни скороговорку про Фому и Епифана, Семён. Говори чётко, хорошо шевели губами.
Семён: Фоме и Епифану обещали по кафтану,
А о Вавиле и вовсе забыли.
Логопед: Расскажи скороговорку про Греку, Лиза.
Лиза: Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Логопед: Послушаем Алю.
Аля: Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
Выносит просо Фрося.
Все косы Фроси в просе.
Логопед: Расскажи про Полю, Ульяна.
Ульяна: В поле Поля – Полюшка
Полет поле полюшко.
Логопед: Буратино, Мальвина, а какие вы знаете скороговорки?
Мальвина: На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Буратино: Заяц косой сидит за осокой травой,
Видит косой, как девушка с косой косит траву косой.
Логопед: Гости волшебной страны не только рассказывают скороговорки, они ещё сажают на клумбу скороговорки. Посадим на клумбу скороговорку про Маланью – болтунью. Проговорим ее чётко, хорошо двигаем губами, чтобы клумба услышала все звуки и слоги.
Ребята: Маланья – болтунья молоко болтала, болтала, болтала, выболтала.
Логопед: Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?
Ребята: Звук [ Л].
Логопед: Прохлопаем скороговорку по слогам.
Дети: Ма – ла – нья бол – ту – нья мо – ло – ко бол – та – ла, бол – та – ла, бол – та – ла, вы – бол – та – ла.
Логопед: Посадим скороговорку по слогам слева направо левой ручкой, на каждый слог по одному цветку.
Ребёнок: Ма – ла – нья (на каждый слог сажает один цветок левой рукой слева направо, и так с каждым словом по очереди).
Логопед: Ещё раз вспомним, где левая и где правая рука. Выполним упражнение “Две руки”.
У меня есть две руки: правая и левая! (Хлопают в ладоши, показывают то правую, то левую руки)
Они очень сильные: и правая, и левая! (Сжимают и разжимают кулачки, затем показывают то правую, то левую руки)
Они очень дружные: и правая, и левая! (разводят пальчики в стороны и соединяют, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)
Очень, очень нужные: и правая, и левая! (шевелят пальчиками, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)
VI. Развитие диалогической и монологической речи, совершенствование звукослоговой структуры слова.
Мальвина: А вы знаете, что самым первым собирателем скороговорок был Владимир Даль. Он собрал скороговорки и записал их в книге “Пословицы русского народа” (показывает иллюстрации).
Логопед: Скороговорки тренируют язычок, чтобы он стал гибким, чтобы все звуки произносил правильно, чтобы в школу вы пошли с чистой речью.
VII. Развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма.
Логопед: А теперь вставайте друг за другом. Сейчас я загадаю имя одного из вас, задам ритм слова по спине Ульяны, Ульяна отстучит этот ритм по спине Семёна, Семён передаст этот ритм Максиму и т. д. Первый в строю прохлопает этот ритм в ладоши. Затем все прохлопаем ритм и угадаем слово с этим ритмом (Бу-ра-ти-но).
Логопед: Молодцы, ребята, верно угадали.
VIII. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: Ребята, волшебный клубочек просится в пальчиковый бассейн. Опустите руки в бассейн и нащупайте то, что вам очень понравится (дети вытаскивают из бассейна мешочек с подарками).
Логопед: Ребята, здесь подарки, их приготовили вам жители страны скороговорок. Этот сувенир тебе, Семён, ты сегодня был очень внимательный и следил за своей речью. Аля, этот сувенир тебе, чётко произнесла все звуки в скороговорке. Лиза, этот сувенир тебе, ты все слова правильно делила на слоги. Ульяна, этот сувенир тебе, ты громко проговорила скороговорку, ни разу не ошиблась. Вы молодцы.
А эти подарки вам, Буратино, Мальвина. Спасибо вам, что сегодня были с нами, , спасибо клубочку за интересное путешествие, мы вас очень любим (получают сувениры, благодарят).
Логопед: Наше путешествие в волшебную страну скороговорок подходит к концу. Попрощаемся с нашими любимыми сказочными героями.
Ребята: До сви – да – ни – я, до ско – рой встре – чи (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).
Буратино и Мальвина: До сви – да – ни – я, е – щё у – ви – дим – ся (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...