Особенности развития речи 3-4 года
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Вы вступили на порог дошкольного детства! Позади три года активного узнавания окружающего мира. Но не останавливайтесь, всё еще впереди! Одной из главных задач в этом году остаётся развитие речи ребёнка. В его словарном запасе около 2000 слов и это число неумолимо растет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_3-4_goda.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи 3-4 года

Поздравляем! Вы вступили на порог дошкольного детства! Позади три года активного узнавания окружающего мира. Но не останавливайтесь, всё еще впереди! Одной из главных задач в этом году остаётся развитие речи ребёнка. В его словарном запасе около 2000 слов и это число неумолимо растет. Ребёнок в речи выражает простейшие связи между предметами, пользуется обобщающими словами, пытаясь группировать предметы по наиболее яркому признаку. В речи появляются наречия, числительные и местоимения (тут, там, наш, твой и т.д.). Разнообразными становятся прилагательные (мамина, волчий). В это время особое внимание стоит уделить правильному согласованию слов в предложении. Ребёнок старается отвечать развернутыми предложениями из 4-5 слов, но допускает при этом грамматические ошибки. Например: «У меня много мячёв» или «Красная яблоко». Для исправления таких ошибок существуют весёлые игры, играть в которые можно на улице, в трамвае, в очереди к врачу – проведёте время с пользой. Хотя ребёнок проявляет большой интерес к разным словам, рифмует их, пытается создать новые, речь его далека от совершенства. Без помощи мамы или бабушки ему сложно рассказать об увиденном. Но чем больше вы общаетесь с ребёнком, тем быстрее он научится составлять небольшие рассказы и удивлять гостей своим словотворчеством. У некоторых детей 3-4 лет наблюдается неправильное звукопроизношение отдельных звуков. Это объясняется возрастными физиологическими особенностями. Малыш либо не произносит трудный звук вообще, либо заменяет его другим. Иногда дети переставляют местами или упускают из слова целые слоги. Например, деверо (вместо дерево), всеварно (вместо все равно), Охана (вместо Оксана) и т.д. Все эти несовершенства с возрастом проходят. Но взрослый может ускорить этот процесс. Ежедневные речевые упражнения и чистоговорки приносят большую радость и пользу маленькому человечку. Ведь он так стремится к общению со взрослыми. Для формирования правильного звукопроизношения подойдут так же короткие стихи, в которых часто повторяется нужный вам звук. Продолжайте постоянно разговаривать с ребёнком, описывать свои действия и задавать ему вопросы. Это стимулирует умственную деятельность малыша. Рассматривайте и обсуждайте всё что видите, машины, дома, людей. Побуждайте сына или дочку к тому, что бы они вычленяли детали из целого предмета. Теперь ребёнок видит не просто машину, он может назвать её цвет и размер, а так же выделить колеса, двери, фары и т.д. Исследуйте окружающий мир играя в разные игры. Выходя, например, на прогулку, договоритесь, что сегодня вы будете искать все предметы красного цвета, или большие предметы и т.д. Поощряйте малыша за внимательность, радуйтесь его успехам. Развитие мышления приводит к тому, что ребёнок с удовольствием группирует предметы. Он может отделить овощи от фруктов, одежду от обуви или зимнюю одежду от летней (это более сложный вариант). Чтобы стимулировать этот процесс, используйте речевые игры на классификацию разных предметов. Очень эмоциональный момент в общении взрослого и ребёнка – чтение литературных произведений. Книги и художественные произведения предназначены для расширения кругозора детей, ребёнок учится слушать и сопереживать героям. Помимо всего, художественное слово развивает слух ребёнка, помогает правильно составлять предложения и приобщает к народной культуре. Читать или рассказывать одну и ту же сказку можно несколько раз. Малыш скоро начнет рассказывать вместе с вами. Предложите ему быть каким-нибудь героем, поставьте спектакль для домочадцев. Скачёк в развитии памяти позволяет ребёнку не только слушать, но и запоминать, а потом эмоционально рассказывать стихи и даже небольшие сказки. Все это поможет малышу раскрепоститься, почувствовать себя важным и «взрослым». Обратите внимание на то, какие книги окружают вашего малыша. Они должны быть легкими, безопасными и соответствовать возрасту. Список произведений, которые вы обязательно должны прочитать с малышом, тексты сказок, стихов и т.д. вы найдете в рубрике «Читаем с мамой». По мнению педагогов и педиатров именно с трёх летнего возраста необходимо уделять большое внимание развитию речевого дыхания. Обычное (жизненное) дыхание ритмично и происходит в одной и той же последовательности – вдох и выдох примерно одинаковы по времени. Это происходит автоматически и ребёнок не задумывается над процессом дыхания. А вот когда ребёнок говорит, включается речевое дыхание. Здесь самое главное – выдох. Он значительно длиннее вдоха, потому что все слова и звуки появляются на выдохе. Процесс такого дыхания становится произвольным. Упражнения на развитие ротового выдоха помогут тренировать ротовые мышцы, развивать длительный выдох. Помимо всего прочего такие упражнения носят и закаливающий характер. Так же необходимо помнить о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики ребёнка. Существует множество приемов и игр, которые помогут развивать моторику рук не выходя из дома.

Подготовила учитель-логопед Скиба Ирина Викторовна,

Источник:  http://detky.info/3-4-goda/razvitie-rechi-3-4/osobennosti-razvitiya-rechi-3-4-goda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей шестого года жизни. Консультация для родителей

В консультации раскрываются особенности речевого развития детей 6 лет, даются рекомендации родителям по развитию фонематического слуха детей....

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Основные особенности развития речи детей шестого года жизни...

"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.

Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...

Особенности развития речи детей пятого года жизни

Материал для проведения родительских собраний в детских дошкольных учреждениях....

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей пятого года жизни».

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи  детей пятого года жизни»....