Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Штырева Ульяна Сергеевна

Консультация для родителей

«Речевая готовность детей к школе»

 

Подготовила:

учитель-логопед Варкентин У.С.

 

Дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок,

поступающий в первый класс.

1.     Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 

2.    Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

3.    Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.

4.    Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5.    Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

6.    Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Родители могут закрепить знания детей даже в повседневной жизни, используя несложные речевые игры.

Ниже приведены игры на кухне, способствующие всестороннему развитию речи детей.

1.    Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].

2.    Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.

3.    Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].

4.    Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].

5.    Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.

6.    Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.

7.    Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….

8.    Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевая готовность детей к школе»

Подготовила:

учитель-логопед Варкентин У.С.

Дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок,

поступающий в первый класс.

  1.  Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 
  2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
  3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
  4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
  5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
  6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Родители могут закрепить знания детей даже в повседневной жизни, используя несложные речевые игры.

Ниже приведены игры на кухне, способствующие всестороннему развитию речи детей.

  1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
  2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
  3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
  4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
  5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
  6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
  7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
  8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Психологическая готовность детей к школе»..

Консультация для родителей.«Психологическая готовность детей к школе»..Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физическо...

Консультация для родителей. «Психологическая готовность детей к школе».

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошко­льника в семье и детском саду. Её содержание определяется...

Консультация для родителей "Волевая готовность детей к школе"

Современная система образования: лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, заинтересована в подготовке детей к школе, особенно в развитии их интеллектуальных способностей и волевых качеств...

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к школе"

Просветительная информация о готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, практические советы для родителей....

консультация для родителей "Психологическая готовность детей к школе"

Консультация для родителей "Психологическая  готовность детей к школе"...