Консультация на тему "САМОМАССАЖ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СПОСОБАМИ"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

На сегодняшний день в арсенале педагогов, занимающихся воспитанием и обучением детей дошкольного возраста с нарушениями речи, имеется богатый практический материал, применение которого способствует речевому развитию ребенка. Многолетний опыт логопедической работы позволяет сделать вывод об эффективности использования различных видов самомассажа.

 

Традиционные приёмы проведения самомассажа сочетаются с использованием нетрадиционных средств.

Массаж лица можно выполнять разными предметами, например, столовыми или десертными ложками, бигуди, массажными мячиками;

Массаж губ, языка – зубной щеткой, чайной ложкой, чупа-чупсами, шариками, грушей-спринцовкой, пуговицами, трубочкой для коктейлей, и т.п..

 

Массаж ладоней и пальцев рук можно выполнять различными предметами: массажными шариками, карандашами, прищепками, шариками марблз, горохом, фасолью, орехами, шишками, массажными круглыми и плоскими щётками, кисточкой, ковриком «травка» и множеством других предметов.

Предлагаем вашему вниманию рекомендации по выполнению самомассажа с использованием некоторых нетрадиционных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsia.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

САМОМАССАЖ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СПОСОБАМИ

На сегодняшний день в арсенале педагогов, занимающихся  воспитанием и обучением детей дошкольного возраста с нарушениями речи,  имеется богатый практический материал, применение которого способствует речевому развитию ребенка. Многолетний опыт логопедической работы позволяет сделать вывод об эффективности использования различных видов самомассажа. 

Традиционные приёмы  проведения самомассажа сочетаются с использованием нетрадиционных средств.  

Массаж лица можно выполнять  разными предметами, например, столовыми или десертными   ложками, бигуди, массажными мячиками;

Массаж губ, языка – зубной  щеткой, чайной ложкой, чупа-чупсами, шариками, грушей-спринцовкой, пуговицами, трубочкой для коктейлей, и т.п..

     

Массаж  ладоней и пальцев рук можно выполнять различными предметами: массажными шариками, карандашами, прищепками, шариками марблз, горохом, фасолью, орехами, шишками, массажными круглыми и плоскими щётками, кисточкой, ковриком «травка» и множеством других предметов.

Предлагаем вашему вниманию рекомендации по выполнению самомассажа с использованием некоторых нетрадиционных средств.

1. Самомассаж  массажными  мячиками и Су – Джок шарами

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микро массажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Су-Джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой.

 Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнения. Рекомендуют:

  • Перебирать мячик пальчиками;
  • Сжимать мячик пальчиками;
  • Крутить мячик пальчиками;
  • Сжимать мячик в руках;
  • Подбрасывать и ловить мячик;
  • Перекидывать мячик из одной руки в другую;
  • Катать мячик в ладонях по кругу;
  • Катать мячик от кончиков пальцев к запястью.

2. Самомассаж пальцев эластичным кольцом 

Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга, речевым центрам. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, прокатывает по ним, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова.

3.Самомассаж карандашами. 

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный карандаши.

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Карандаш можно катать между ладоней с различной скоростью, вертеть пальцами, сжимать ладонями, катать по столу. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

4.Самомассаж грецкими орехами (шишками, желудями)

С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

  • Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
  • Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.
  • Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
  • Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
  • Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
  • Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
  •  Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
  • Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
  •  Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов.

5. Самомассаж  сухим бассейном (с горохом, пуговицами или фасолью) 

В пластмассовые ёмкости насыпается фасоль, пуговицы или горох и соответственно материалу подбирается стихотворение. На дне бассейна можно спрятать мелкую игрушку.

  • «Пуговичное море». Предложить ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки, перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку»).
  • «Ищем ракушки». Предложить ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.

    6. Самомассаж  ладонных поверхностей  разноцветными шариками и камешками «марблс». 

     Такие шарики и камешки привлекают внимание детей своей необычностью, ярким цветом. Шарики рекомендуют:

  • вертеть в руках
  • щелкать по ним пальцами
  • «стрелять»
  • направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

Также к наиболее часто используемым нетрадиционным средствам самомассажа можно отнести:

7. Самомассаж  бусами.
• Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
• Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
• Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
• Катать бусины между ладоней:

8. Самомассаж  бельевой  прищепкой. 

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стихотворения.

9. Самомассаж круглой  и  плоской щёткой для волос, ковриком «травка». 

Круглую щётку для волос нужно катать между ладонями, приговаривая слова какого-либо стихотворения или чистоговорки.

Для самомассажа  плоской щётки для волос и коврика «травка» рекомендуют использовать такие приёмы, как поглаживание и вибрация.

10. Самомассаж пульками (горохом, гречкой) 

При проведении такого самомассаж пальцев можно выполнять следующие упражнения:

  • прокатывание  пульки, гороха или гречки  между пальцами;
  •  прижимание  горошины, пульки или гречки  к столу пальцами  сначала одной, потом другой руки;
  •  прокатывание  горошины, пульки или гречки  пальцем по кругу, прижимая ее к столу.

11. Самомассаж  щёткой. 

Для самомассажа   щёткой (зубной или одёжной)  рекомендуют использовать такие приёмы, как поглаживание, лёгкое растирание  и вибрация.

 12. Самомассаж рук кистевым эспандером, резиновым мячиком, грушей от пульверизатора.         
Эти предметы дети могут сжимать ладонями  на ударные слоги стихотворения.

В заключении можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных средств способствует повышению интереса у детей дошкольного возраста к проведению самомассажа и превращает его в увлекательную игру.

Самомассаж способствует:

  • нормализации мышечного тонуса,
  • коррекции дизартрических расстройств,
  • развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей,
  • снятию усталости, раздражительности,
  • повышению работоспособности,
  • речевому развитию, ускоряет процесс коррекции речевых нарушений у дошкольников,
  • повышению мотивации к учебной деятельности ребенка,
  • появлению интереса и потребности в общении,
  • улучшению общего состояния.

Таким образом, овладеть основными навыками самомассажа  для дошкольников - это один из способов приобщиться к здоровому образу жизни, расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в игровой форме.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Нетрадиционные способы изображения предметов дома вместе с детьми.

Консультация для родителей.Тема:” Ребенок видит мир другими глазами.”(нетрадиционные способы изображения предметов дома вместе с детьми)....

Консультация для родителей"Нетрадиционные способы рисования"

Игры с красками- это увлекательный процесс, эксперемент. В результате которого дети узнают много о красках, цветах и их оттенках. И не беда что нет кисточки. Палец можно окунуть в краску и нарисовать....