УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА) «РЕЧЕВОЙ КУБ»
методическая разработка по логопедии на тему

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений, птиц и т.д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка - прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logokub.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 (ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА)

 «РЕЧЕВОЙ КУБ»

РАЗРАБОТАННОЕ УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ

 МБДОУ ДС КВ №24 Степанченко Ольгой Алексеевной

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений, птиц и т.д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка - прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.

Данное пособие дает возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а также на автоматизацию звуков.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

 Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: Упражнение детей в выделении первого звука в слове.

Логопед раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А, У, О, И и т.д. Тот, кто правильно назовет предмет, прикрепляет картинку на грань куба с соответствующей буквой.

Игра «Найди свою картинку»

Цель: Дифференциация звуков Л-Р в словах.

Логопед раскладывает картинки в названии которых есть звуки Р или Л (на каждый звук подбирается одинаковое количество картинок)рисунком вверх затем распределяет детей на две группы и говорит , что одна группа будет подбирать картинки со звуком Л , а другая со звуком Р в названиях. По сигналу логопеда из каждой группы к столу подходят по одному ребенку. Один из них берет картинку со звуком Р, другой со звуком Л и прикрепляют их к граням куба с соответствующими буквами.

Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих - шипящих, звонких - глухих звуков.

Игра « Раздели слово»

Цель: Формирование умения делить слова на слоги.

Логопед прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: с одной, двумя, тремя и четырьмя полосками. Объясняет детям, что на грань с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами названия которых не делятся на части, к другой - картинки с предметами название которых можно разделить на две части и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Игра «Назови одним словом»

Цель: Закрепление в речи детей обобщающих понятий.

Педагог демонстрирует каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей назвать все предметы, одним словом.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: Закрепление представлений о цвете и использование в речи качественных прилагательных.

Детям предлагается прикрепить к каждому грани куба картинки с изображением предметов того же цвета что и грань.

Игра «Подбери по форме»

Цель : Закрепление представление детей о геометрических фигурах.

Детям предлагается прикрепить на одну грань круглые предметы , на другую- квадратные и т.д.

Игра «Чего не стало?»

Цели. Упражнять детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.

Игры - загадки

Цель: Расширение словаря прилагательными.

Педагог (или ребенок) загадывает какое-нибудь животное, предмет, перечисляя его признаки.

Ребенок должен отыскать на столе картинку, отвечающую данной характеристике.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Игра «Составление предложений»

Цель: Развитие связной речи, логического мышления.

Логопед прикрепляет к кубу предметные картинки и изображениями предметов, не связанных друг с другом по смыслу (озеро, медведь, карандаш). Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Н-Р: Медведь уронил карандаш в озеро. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере.

Игра «Где что находится»

Цели: Развитие у детей пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

Логопед дает задания : «В правом верхнем углу находится яблоко, в левом нижнем кукла и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Игра «Разложи по местам»

Цель: Классификация предметов на основе различных семантических признаков.

Распределить картинки на группы по граням куба.

Игра «Что лишнее?»

Цели: Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление классификации предметов.

Игра « Что изменилось?»

Цель: Активизирование в речи детей предлогов. Развитие памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - Дидактическая игра "Что лишнее?"

Учебно-методическое пособие.Дидактическая игра  "что лишнее?" на класссификацию понятий: цвет, форма, продукты, игрушки, из чего сделаны. используется в диагностике, закриплении знаний....

Учебно-методическое пособие: Дидактические игры математической направленности для детей среднего дошкольного возраста

Данные дидактические игры являются авторской разработкой. Предназначены для детей среднего дошкольного возраста...

Учебно- методическое пособие. Дидактическая игра "Узнай вид спорта".

Эта  дидактическая  игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь....

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ -ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ПАРОВОЗИК"

Задачи:1Формирование понятий «Много «один». 2  Активизация внимания .3 Учить запоминать цвета...

Учебно-методическое пособие.Дидактическое пособие "Развивающая книжка из фетра"

Дидактическое пособие:«Развивающая книжка из фетра». Авторы: Земцовская Кристина Николаевна и Вороная Алина Александровна.Возраст детей: от 2 лет и старше. Познавательное и сенсо...