Семинар-практикум для воспитателей "Путешествие с Весёлым язычком"
консультация по логопедии на тему

Новоженина Гульнара Сабирьяновна

Представлен опыт работы взаимодейтсвия учителя-логопеда с воспитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р О С С И Й С К А Я    Ф Е Д Е Р А Ц И Я

Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й    А В Т О Н О М Н Ы Й    О К Р У Г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РУСАЛОЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГУБКИНСКИЙ

«Путешествие с Весёлым язычком»

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ

для воспитателей

        

        

Ведущий: учитель-логопед МАДОУ «Русалочка»

                                        Новоженина Гульнара Сабирьяновна

Губкинский, 2017

Цель: Обучить воспитателей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения.

Задачи: 

1. Показать особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков;

2. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

3. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

4. Повысить уровень компетентности воспитателей в представлении умении по развитию правильного звукопроизношения у детей;

Продолжительность: 45-50 минут

Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!».

Оборудование: столы, стулья, зеркала, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, ноутбук.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление презентации: «Строение органов артикуляции», «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

3. Разработка буклета «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!».

Ход:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на мероприятие. Я очень рада Вас видеть!

2. Теоретически - практическая часть семинара.

Вопрос к воспитателям: Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Вопрос к воспитателям: Какие органы артикуляционного аппарата вы можете назвать?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.

Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.

Голосовые связки могут раскрываться при произношении глухих звуков, а при произношении звонких -  сближаться и вибрировать.        

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают – кончик, спинку, боковые края и корень.   Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Вопрос к воспитателям: какие условия или требования проведения арт.гимнастики необходимо придерживаться?

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.
  2. Покажите правильное выполнение упражнения.
  3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  4. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
  5. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
  6. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
  7. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  8. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  10. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
  11. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнениевыполняется до 10-15 раз.
  12. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Предлагаю вам поработать парами, с заданиями на карточках. Необходимо определить расположение органов артикуляции для заданного звука.

Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные». Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.

Подбор артикуляционных упражнений для трех групп звуков.

3. Рефлексия.

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового, с помощью Логокуба (на каждой стороне куба находится вопрос).  Логопед предлагает по очереди открыть стороны куба и ответить на вопросы.

1.  Интересна ли была тема семинара-практикума?

2. Что полезного для себя Вы узнали?

3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?

4. Будите ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики? Какие? Почему?

5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

6. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.

Список используемой литературы:

  1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М.: «Издательство ГНОМ», 2011.
  2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
  3. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  4. Поливара З.В. Нейропсихолингвистичекие основы нарушения речи. Учебное пособие. - Тюмень, 2012г.-180с.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2001г.- 16с.
  6. Ткаченко Т.А. логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010г.- 248с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Наш весёлый язычок» (обучение выполнению артикуляционной гимнастики)

Семинар-практикум для родителей «Наш весёлый язычок» (обучение выполнению артикуляционной гимнастики)...

Семинар-практикум для родителей на тему "Путешествие с Весёлым язычком"

Теоритическое и практическое знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой. Подбор комплексов артикуляционных упражненией для групп звуков....

Семинар – практикум для воспитателей детских садов «Заставим язычок трудиться»

Семинар - практикум подготовлен для недели педагогического мастерства. Его цель оказать помощь воспитателям детских садов и дошкольных групп Урицкого района, где нет логопеда в предупреждении и профил...

Семинар-практикум для родителей "Веселый язычок"

Семина-практикум для родителей проводится в начале учебного года, после зачисления детей для ознакомления родителей с артикуляционными упражнениями....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ЖИВОТОМ И ВЕСЕЛО ИГРАТЬ С ЯЗЫЧКОМ"

ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ....

Семинар – практикум «Умные ручки – язычку помогают»

Повышение  педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросе развития мелкой моторики рук, в общем и речевом развитии ребёнка....